Добро, помощь, бескорыстие – кредо доктора Важова

Чего мы ждем, обращаясь к врачу? Помощи? Профессиональных знаний и навыков? Безусловно. Но не только этого. Согласитесь, что очень важно, насколько комфортно мы себя ощущаем на приеме у доктора. Доверяем ли мы ему? Даже не как профессионалу. А как человеку. Душевный ли он человек?

В городской поликлинике № 13 работает участковый терапевт, который по опросу пациентов признан самым душевным доктором. Это Валерий Валентинович Важов.

– Валерий Валентинович, почему вы в свое время выбрали работу участкового терапевта?

– У меня никогда не лежала душа к хирургии или акушерству. Хотя я с большим уважением отношусь к этим специальностям. Даже с какой-то завистью – сделал человек свою работу и результат сразу виден. Но мне всегда хотелось лечить разные заболевания: и банальные ОРВИ, и болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, почек. Разные. По-моему, это гораздо интереснее, чем заниматься каким-то узким разделом медицины. Даже узким специалистом я никогда не хотел быть. Хотя и прошел специализацию по гастроэнтерологии и работал лет пять как гастроэнтеролог. Вернее совмещал эту работу с работой участкового врача. А когда пришлось выбирать, то выбрал то, к чему душа лежит – участковую службу.

– Иногда приходится слышать, что работа участкового врача не очень престижна.

– Я никогда не задумывался над такими понятиями, как почет, престиж. Я просто старался хорошо выполнять свою работу, как меня научили родители: честно, добросовестно и до конца. По-моему, престижно помогать людям.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать участковый врач?

– Прежде всего, наверное, терпением. Обращаются к нам в основном люди пожилого и среднего возраста. И у всех, как правило, несколько хронических заболеваний. К сожалению, не всегда хронические болезни поддаются излечению, мы можем только коррегировать, облегчать состояние. Поэтому у пациента может остаться неудовлетворенность. Я стараюсь так работать с человеком, который пришел ко мне на прием, чтобы у него не осталось вопросов. Если я вижу, что у него осталось какое-то неудовлетворение, то обязательно спрашиваю, что неясно, что вы еще хотите спросить. Поэтому еще одно необходимое качество – умение общаться. Участковый врач должен быть хорошим психологом. Это одна из трудностей нашей специальности. Потом, на мой взгляд, мы должны заниматься не только лечением, но и профилактикой. Пришел ко мне, человек с какой-то проблемой. К примеру, давление у него повышенное. Ему можно помочь, но только если он сам этого захочет, если изменит образ жизни. Надо ему так рассказать о его проблеме, о том, что его ждет, чтобы его проняло. А это возможно только, если он тебе доверяет. Как этого добиться? Не знаю. Наверное, надо искренне хотеть помочь.

– А если пациент не нравиться?

– Такого не может быть. Что значит не нравиться? Он же не чай ко мне пить пришел. Он пришел за помощью. Это за стенами поликлиники мне может кто-то нравиться или не нравиться. Вообще, я считаю, что главный человек в поликлинике – пациент. И работа должна строиться так, чтобы ему было максимально удобно. Поэтому в своей работе я в первую очередь отдаю время общению с пациентами, а всю бумажную работу оставляю на потом. Я считаю, что бумаги, администрация, проверки, комиссии – все это может подождать, когда закончится прием.

– Сколько же у Вас рабочий день длиться?

– Фактически он у нас нерегламентирован. Прием в поликлинике четырехчасовой, но если народу много, то пока всех не примешь. Потом всякая бумажная работа, потом работа на участке. Последние год-полтора рабочий день получается где-то 10-12 часов. Но это не только я так работаю. Все так работают.

– Что бы Вы изменили в работе участкового врача?

– Я бы постарался уменьшить количество бумаг, которые мы заполняем. Хотя, наверное, в их заполнении есть определенный смысл. Но для меня есть один главный документ – амбулаторная карта больного. Врач не должен писать бумаги. Он должен работать с пациентом, общаться с ним. Раньше нормы были – 12 минут на одного больного. Но как можно за эти 12 минут расспросить, осмотреть, заполнить амбулаторную карту? Ведь еще и подумать нужно, что делать, как помочь. Сейчас, слава богу, от этого отошли.

– А если бы у Вас в кабинете стоял телефон и больной мог бы не приходить на прием, а позвонить?

– Телефонизация нужна. Чем чаще контактируешь со своим пациентом, тем лучше. Иногда, чтобы решить какие-то текущие вопросы, достаточно телефонного разговора. Думаю, что уменьшилось бы количество людей на приеме. Но лечебные вопросы по телефону не решить. Надо видеть своего пациента. Я иногда говорю, особенно людям пожилым, если трудно Вам прийти на прием в поликлинику, то пригласите меня на дом. Я обязательно приду.

– Национальный проект как-то изменил работу участкового?

– Работы стало больше. Прибавилось диспансеризация, вакцинация. Но это все нужно и важно. Все это работает на профилактику. И знаете, пациенты это понимают. Во всяком случае, у меня нет отказов от прививок. Хотя иногда и убеждать приходится, что это необходимо. Положительный момент в том, что выросли возможности для диагностики. Все же аппаратуры в поликлинику много пришло по нацпроекту. Это работу облегчает.

– Вы своих пациентов хорошо знаете?

– Во всяком случае, всех инвалидов, участников войны, тяжелых больных знаю. Остальных? Фамилии могу и не помнить, но заходишь в подъезд и сразу вспоминаешь, что в этой квартире этот пациент живет, в этой – другой. Такой своеобразный топографический принцип. Если знаешь свой участок, своих пациентов, то работать легче.

– Вам никогда не хотелось сделать административную карьеру?

– Нет. Никогда. Я не администратор и не лидер. Мне лечить нравиться. У меня никогда не было желания поменять профессию, и никогда я не сожалел о том, что ее выбрал. Даже в те времена, когда нам месяцами не платили заработную плату.

– В поликлинике 18 участков, но именно Вас пациенты назвали «самым душевным доктором». Как Вы думаете почему?

– Я даже не знал, что проводится такой конкурс. Для меня это стало приятной неожиданностью. Почему меня? Наверное, я прежде всего разговариваю с человеком, глядя ему в глаза. И всегда стараюсь помочь. Хоть чем-то.

– У Вас есть хобби?

– Нет. Я в этом смысле инертный человек. Так время от времени спортом занимаюсь, когда чувствую, что теряю форму. Раньше очень любил читать. А сейчас просто времени на это нет. Остается только на специальную литературу. Но это часть работы. Мы должны учиться постоянно.

– Ваше кредо?

– Добро, помощь, бескорыстие. Это касается, как работы, так и жизни.

Марина Есикова
Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.