Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности НГПУ отмечает 50-летие

Празднование юбилея состоится 20 февраля в 15:00 в зале заседаний Ученого Совета НГПУ.

***

Кафедра анатомии, физиологии и гигиены выделилась в самостоятельное подразделение из состава кафедры зоологии в январе 1969 г. Первым заведующим кафедрой был кандидат биологических наук, доцент Ю.Н. Чусов. В 1969 г. на кафедре работало 12 сотрудников. Преподавание велось по гистологии с основами эмбриологии; цитологии, анатомии человека, физиологии человека и животных, методике преподавания биологии, основам дарвинизма и генетике.
С 1972 года кафедру возглавила доктор биологических наук, профессор Л.К. Великанова, ученица член-корреспондента АМН, проф. А.Г.Гинецинского, основоположника отечественного научного направления физиологии почек и водно-солевого обмена. С этого года начато преподавание курса возрастной физиологии и школьной гигиены и разработка научной проблемы «Водно-солевой обмен в онтогенезе».
С 1987 г. по настоящее время кафедру возглавляет заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Айзман Р.И.
В 1978 году при кафедре была открыта аспирантура по специальности 03.00.13 – физиология человека и животных. С 1994 по 2000гг. на кафедре работал Совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 03.00.13 «Физиология человека и животных». В 1990 г. к кафедре была присоединена кафедра гражданской обороны и медицинской подготовки.В 1996 году при кафедре открыта новая специальность «Педагогическая валеология» на базе среднего медицинского образования, и кафедра переименована в кафедру анатомии, физиологии и валеологии, а в 2000г. – открыта специальность «Безопасность жизнедеятельности». В 2006 г. кафедра переименована в кафедру «Анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности». При кафедре открыты новые структурные подразделения: Региональный центр СФО по развитию преподавания безопасности жизнедеятельности (2000) и НИИ здоровья и безопасности (2013).
В настоящее время на кафедре ведётся обучение по следующим направлениям и профилям:
1) Педагогическое образование: 050100: – биология; – безопасность жизнедеятельности.
2) Естественнонаучное образование: 020400 – биология.
3) Магистратура по направлению «Педагогическое образование»
– Теоретическая и прикладная биология.
– Безопасность образовательного пространства.
– Социально-психологическая безопасность.
– Здоровьесберегающее образование.
4) Аспирантура по специальности 03.03.01 – Физиология.
5) Дополнительное образование:
Краткосрочные курсы повышения квалификации:
– Охрана труда и аттестация рабочих мест.
– Пожарная безопасность в образовательных учреждениях
– Традиционные системы оздоровления.
– Культура здоровья.
– Основы первой помощи.
– Скрининг диагностика здоровья учащихся, студентов, преподавателей, спортсменов и призывников.
– Практическая психология с использованием современных психотехнологий.
– Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
– Основы профессиональной ориентации учащихся.
– Здоровьесберегающее образование.
– Безопасность образовательного учреждения.
Профессиональная переподготовка:
– Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
– Безопасность жизнедеятельности.
Активно реализуется учебно-методическая и научно-исследовательская работа.
Сотрудниками кафедры опубликовано более 110 учебников и учебных пособий для высшей и средней школы, в частности: впервые в стране издан 30-томный комплект учебных пособий по безопасности жизнедеятельности для студентов педагогического направления профиля «Безопасность жизнедеятельности»; 3-томный комплект учебников по медико-биологическим дисциплинам; коллективные труды «Физиологические основы здоровья» и «Руководство по диспансеризации взрослого населения»; создан полный учебный комплект, включая видеолекции, видеопрактикум, компьютерное тестирование по физиологии человека; подготовлен он-лайн курс по противодействию терроризму и экстремизму в молодежной среде; профилактике социальных негативных явлений в молодежной среде и т.д. Большинство изданных пособий удостоено высших наград на республиканском и международном уровне (Международных книжных ярмарках, УЧСИБ, т.д.). Разработаны инновационные подходы к созданию компьютерных программ по профориентации и профотбору «Профессиональный маршрут»; выявлению риска развития аддикций, мониторингу здоровья всех участников образовательного процесса – электронные паспорта здоровья, которые получили соответствующие регистрационные свидетельства Министерства информационных технологий и связи РФ и Казахстана, и внедрены в различных регионах этих государств.
Эти учебно-методические успехи являются результатом созданной на кафедре научной школы, которая дала ростки в других вузах России и Казахстана, а также плодотворного сотрудничества со многими отечественными и зарубежными лабораториями и институтами (НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАН; Институт цитологии и генетики СО РАН; Институт возрастной физиологии РАО; Тывинский государственный университет; Кемеровский государственный университет; Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора; Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН; ГУ МЧС России по Новосибирской области; Каролинский институт (Стокгольм); Институт науки им. Х.Вейцмана (Израиль); Павлодарский государственный педагогический университет (Казахстан); Евразийский национальный университет им.Л.Гумилева (Астана) и т.д.).
В настоящее время можно выделить пять ключевых направлений научной работы кафедры:
1) Изучение функции почек и водно-солевого обмена (почечная физиология).
2) Морфофункциональное и психофизиологическое развитие человека под влиянием социально-экологических факторов среды.
3) Научно-методическая разработка проблемы здоровья и безопасности в системе образования
4) Разработка методов скрининг диагностики и мониторинга здоровья участников образовательного процесса.
5) Коррекция гомеостатических параметров организма в условиях патологии и её экспериментального моделирования.
За 50 лет защищено 11 докторских и 62 кандидатских диссертаций сотрудниками кафедры и других вузов РФ и Казахстана!
Подтверждением высокой научной активности членов данной научной школы является высокий уровень цитируемости публикуемых работ (около 7 тысяч!) Суммарный индекс Хирша 35!
В настоящее время на кафедре работают 38 сотрудников, включая 4 поколения исследователей; из них штатных – 28; в т.ч., 7 докторов наук, профессоров, 20 канд. наук, доцентов и 6 преподавателей без степени. 82% преподавателей имеют ученые степени и звания. Такая преемственность традиций, опыта и знаний являются залогом успеха и долгожительства кафедры!

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.