Нам всем была важна реакция Президента страны Д.А.Медведева на события вокруг обсуждения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Я рад, что первые лица государства солидарны в том, что решения по этому закону должны приниматься взвешенно и закон необходимо принять в этом году. Это полностью совпадает и с нашей точкой зрения.
Время показало, что отклонение проекта закона для утверждения во втором чтении было абсолютно правильным. Он не ответил на важный вопрос о платности медицинской помощи и распределении полномочий между региональным и муниципальным уровнем. Он бездоказательно вводит аккредитацию медиков и отменяет интернатуру. Не обсуждена с сообществом предлагаемая Министерством схема лицензирования медицинской деятельности. Закон не был согласован с Министерством финансов. Принятие этого закона в том виде, в каком настаивало Минздравсоцразвитие, привела бы к хаосу в здравоохранении. Введенное Министерством понятия термина “услуга” это путь к бесконечным неоправданным искам к медицинским работникам. Проект закона не защищает ни пациентов, ни медиков. Не понятно за счет чего будет повышаться качество лечения. И потом, где эти сотни стандартов, которые финансово еще не обеспеченны и где еще масса стандартов, которых вообще еще нет?
Проект закона не создает основу для развития государственно-общественной системы здравоохранения, постепенного введения саморегулирования профессиональной деятельности, как наиболее эффективной системы, позволяющий улучшить качество оказания медицинской помощи. Нам не понятно утверждение Т.А.Голиковой после встречи с Президентом, о том, что введение закона не потребует новых средств. Переход на стандарты, на оплату по полному тарифу увеличивает расходы в несколько раз. Проект закон не учитывает мнение и Русской Православной церкви.
Перед встречей в Сочи я имел продолжительную беседу с помощником Президента А.В. Дворковичем, на которой была изложена позиция Национальной медицинской Палаты по этому вопросу и наша точка зрения была доведена до Президента. Таким образом, частично отпала необходимость участия представителей нашей организации во встрече с Президентом. Но то, что на встрече этой встрече с медицинской стороны присутствовали только те, кто настаивал на принятии закона в неизмененном виде, вызвало не нужные вопросы. Утверждение о том, что Минздравсоцразвития проанализировал тысячи предложений к проекту закона опубликованных в интернете просто смехотворно. Мы не увидели даже серьезного анализа этих предложений.
После встречи в Сочи “Независимая газета” опубликовала статью о том, что теряет население и врачи, если закон не будет принят. Эта статья вызывает удивление своей неправдой. Интересно, кто из министерства наговаривал корреспонденту этот текст?
Как Вы знаете, только после указания В.В.Путина профессиональные медицинские ассоциации были допущены к обсуждению этого закона на заключительной фазе, перед самым вторым чтением. Сегодня реально только Национальная медицинская Палата на базе ОНФ проводит серьезное обсуждение проекта закона ко второму чтению. Нами разослан по двум тысячам электронных адресов проект закона и дискуссионные вопросы по важным его разделам. Мы попросили получателей по сети распространить материалы далее. Мы организовали дискуссию на сайте Национальной медицинской Палаты и в ЖЖ. Сегодня мы получаем ответы из всех уголков России начиная от сельского врача из Благовещенской области до врачей из Калининграда. Мы провели две встречи с активами медицинских работников в Ярославле и Новосибирске. 9 августа проведем аналогичную встречу в Нижнем Новгороде, затем в Пскове. Материалы обобщаются и будут проанализированные комиссионно.
В августе, по договоренности с Думой, ОНФ проведет несколько круглых столов по дискуссионным вопросам. Будут приглашены члены Совета Федерации, депутаты государственной Думы, представители Минздравсоцразвития, Минфина, Минэкономики и эксперты. Эти круглые столы позволят более точно определиться с кардинальными вопросами проекта закона и найти компромиссные решения.
Есть два пути. Первый – вообще не принимать закон в этом виде, а написать его заново с уверенностью, что он будет лучше обсуждаемого. И второй путь – перед вторым чтением убрать из него негатив и внести позитив. Мы пошли по второму пути. Думаю, что менее, чем до конца этого года можно будет договориться и между собой и с Минфином. Несомненно, этот закон потребует определенных вложений, как бы этого не хотели скрывать.
Мы призывам все заинтересованные стороны к плодотворному сотрудничеству. Не нужно видеть в инакомыслящих по профессиональным вопросам личных врагов. Нужно научиться слушать доводы и принимать согласованные решения.
Обращаемся к тем, кто в связи с отпуском еще не написал своих предложений, пожалуйста, напишите. Мы с Вами делаем одно общее дело. Самое главное, чтобы после принятия закона резко улучшились качество и доступность медицинской помощи. В этом его смысл.
К сожалению,противостояние министерства и общественности продолжается.Я только не пойму,почему Голикова и ее свита так хотят протащить совершенно незрелый закон?Для чего?И так проблем много в здравоохранении,так еще и приумножать их.А еще налицо очевидный популизм и заигрывание перед пациентами.У врача отобрали даже те мизерные права,которые были в предидущем законе.Остались только обязанности.Мне кажется.что в тандеме “врач-пациент” обе стороны должны четко понимать,что если плохо одним-будет плохо и другим.И наоборот.(М.б.несколько наивно,но раньше говорили:”Если врач сыт-и больному легче”.А заигрывание (очевидно,перед выборами)ни к чему хорошему ни приведет.И так под напором стибикиных разбегаются последние вменяемые люди из медицины….
Не должно быть термина “услуга”, а со стандартами хотелось бы ознакомиться, ведь нам потом по ним работать…