Геннадий Захарович Рот. Позади – 60, впереди – жизнь!

Он из тех, кому судьбой было предначертано быть организатором. Независимо от того, каким делом в жизни предстояло заниматься. Этих людей, видно, как говорят, всевышний или сама природа наделила многими способностями. Умением концентрироваться на главном, вовремя отделять второстепенное, вторичное. Упорством, которое в большой степени присуще таким личностям. Благодаря и иным чертам характера, эти люди двигаются к намеченным целям намного осмысленнее, чем это получается у других.

Геннадий Захарович Рот делом своей жизни выбрал медицину. Не сомневаюсь, что и в других областях он проявил бы себя таким же образом. А помогла определиться сыну в выборе профессии его мама Ева Леоновна. Она высоко ценила нелегкий труд медицинских работников, который во все времена был, действительно, во благо людей. Свое глубокое уважение к профессии врача она сумела передать и Геннадию.

После восьмого класса Гена поступил в медицинское училище в родных краях – в Тернопольщине на Украине, в городке Черткове. Окончил его с отличием и был призван на службу в армию. Служил фельдшером «на точке» в Бакинском округе ПВО три года и два месяца.

Еще в армии созрело твердое намерение: надо учиться дальше и получить высшее медицинское образование. Но после демобилизации поступить в мединститут на Украине, к сожалению, не получилось. И тогда появилось желание – уехать трудиться, кто бы мог подумать, в … Норильск. Написал письмо в заполярный горздравотдел, но ответа почему-то не дождался. Пришлось устроиться заведующим здравпунктом на местном арматурном заводе.

Связь с сослуживцами не терял, и ребята из Новосибирска стали его приглашать: «Приезжай, Гена, к нам учиться в мединститут!»

Для себя он решил: Новосибирск не Норильск, но и не Украина, значит, точно надо ехать.

Провожая Геннадия на вступительные экзамены в мединститут в Ленинград, как он говорил родителям, ни мать, ни отец и предположить не могли, что поезд с их сыном отправился совсем в другую сторону.

После успешной сдачи вступительных экзаменов и зачисления на первый курс он позвонил домой. Мама была в замешательстве:

«Как из Новосибирска? Гена, у тебя же и пальто нет…»

Несмотря на обычные трудности первых лет учебы, Геннадий буквально с первого курса начал активно заниматься и общественной работой. По общественной карьерной лестнице в студенческие годы дошел до командира общеинститутского студенческого строительного отряда. Между прочим, по тем временам одного из лучших в городе.

После завершения обучения в институте Г.Рот был оставлен в клинической ординатуре. А после ординатуры два года проработал на кафедре кожных болезней. И продолжал бы работать, и, наверняка, успешно. Но к тому времени в семье Рот – Геннадий и его однокурсница Татьяна скрепили брачные узы еще на втором курсе – уже рос старший сын и родился младший.

Из-за перспективы получения жилья, которое в городе в то время получить было большой проблемой, они согласились уехать на работу в Белокуриху: там этот вопрос решился для них сразу. Замечу, что Татьяне Александровне в то время предлагалась работа в СОАНовской больнице Академгородка.

Все, о чем написано выше – было, быть может, самыми важным этапом в жизни Геннадия Захаровича. Этапом становления с опорой только на собственные знания, силы и энергию.

Вскоре молодого и энергичного врача санатория «Сибирь» назначили гл. врачом радонолечебницы. Несмотря на то, что он просил еще немного подождать, поднабраться опыта и сноровки. Курортная радонолечебница или то, что именуется «сердцем» курорта Белокурихи, тогда располагалась в ветхом примитивном здании. Новое строительство было еще в проектах. Тот, кто произвел новое назначение, предполагал, что тянуть лямку строительства будет новый главный врач. То есть Г.З. Рот.

Строительство радонолечебницы свело Г.З. Рота с начальником «Сибакадемстроя» Г.Д Лыковым. Эта встреча предопределила многое в жизни этих людей. Буквально с первой встречи, которая, кстати, вовсе не была приятной во всех отношениях, а, наоборот, вышла конфликтной и нервной: молодой главврач оказался недоволен тем, как ведет строительство местное сибакадемстроевское СМУ. Зная Геннадия Дмитриевича, нетрудно догадаться, что он подумал и что сказал молодому медику, пытающемуся учить, как строить.

Но, опять же, зная Геннадия Дмитриевича, никто не удивился другому: он дал Геннадию Роту свой домашний телефон и при всех сказал, что если у того будут вопросы и они не будут здесь решаться, он может звонить ему в любое время.

Кто сейчас бывает в Белокурихе, знает: «сердце курорта» – белокурихинская радонолечебница , которая построена с самым активным участием Г.З. Рота, – верно служит людям.

А дальше было так: «Сибакадемстрой» возводил здание санатория «Россия» и Г.Д. Лыков настоял, чтобы его строительство курировал Геннадий Рот, которому он доверял, потому что, как говорил Геннадий Дмитриевич, молодой главврач толково «делает дело».

Сейчас Геннадий Захарович добрым словом вспоминает Г.Т. Митус, которая была профессионалом своего дела и курировала строительство санатория от Алтайского курортного управления. Это Галина Тихоновна помогла ему профессиональным взглядом взглянуть на проблемы строительства, активно помогала своевременно «разруливать» болевые точки строительства и оперативно решать возникавшие вопросы.

Еще один человек – В.П. Муха – занимал в жизни Геннадия Рота очень важное место. Благодарную память о нем Геннадий Захарович сохраняет и после ухода Виталия Петровича из жизни. Знакомство с Мухой, переросшее впоследствии в настоящую дружбу, многое дало Роту для понимания, прежде всего, базисных ценностей жизни.

Был случай. В одну из суровых зим в годы так называемой перестройки, при всеобщем пофигизме во всем, кроме личных интересов, городок Белокуриха оказался на грани катастрофы: котельная на последнем издыхании выдавала в сеть капли тепла. Страшно было даже подумать, к чему могла привести полная остановка котельной.

Без раздумий Г.З.Рот вызвался съездить в Новосибирск, только там, и нигде ближе, на «Сибсельмаше», где в то время директором трудился В.П. Муха, можно было в литейном цехе изготовить вышедшие из эксплуатации запчасти котельной. Рисковым был тот поступок Рота: никакой гарантии, что ему удастся решить проблему, не было. Была только надежда, что Виталий Петрович не сможет отказать. Потому, что так Муха поступить не мог по определению.

Почти к окончанию рабочего дня Г.З. Рот появился в кабинете директора «Сибсельмаша».

Не теряя драгоценного времени, Муха вызвал начальника литейного цеха и поведал ему о белокурихинской проблеме. В ответ от него услышали, что, примерно, через неделю все будет готово. Виталий Петрович был непреклонен: «Чтобы к утру было готово!»

К вечеру следующего дня автомашины «Сибсельмаша» доставили в Белокуриху все необходимое, чтобы котельная уже на следующий день выдала долгожданное тепло городу-курорту.

В 1987 году Лыков сделал предложение гл. врачу санатория «Россия» Г.З. Роту возглавить сибакадемстроевскую медсанчасть. Согласие было получено не сразу, а еще после одной длительной беседы с Лыковым.

В одном из моих интервью с Г.З.Ротом я спросил его: «Что для вас работа?» В ответ услышал: «Буквально все. Никаких других занятий, кроме работы, практически нет. Работать я, на самом деле, люблю. И чтобы были видны результаты. Чтобы там, где я работаю, люди могли получить настоящую квалифицированную помощь».

Сделаю отступление. За многие годы работы журналистом приходилось не раз сталкиваться с обстоятельствами, которые было затруднительно обойти. Пишешь, к примеру, о каком-то человеке, неплохой в принципе человек, если положительные и отрицательные черты характера хотя бы уравновешиваются. И, наверное, правильно поступал, забывая о негативном, больше рассказывал о плюсах. Но оставался на сердце осадок от лукавства: все-таки приукрашивал, авансировал человека.

В сегодняшней публикации я не лукавлю. Геннадия Захаровича знаю с тех самых пор, как он возглавил медсанчасть. Провели мы с ним не один час за эти годы в беседах, пришлось мне наблюдать его в повседневной работе, о нем мне рассказывали люди, которые ему благоволят, и те, кого точно не заподозришь в чрезмерных симпатиях. Ему, наверное, труднее других быть для всех исключительным, так как и масштаб личности другой.

Остаюсь при твердом мнении: все эти годы он верно служит своему делу. Добился колоссальных результатов. Больничный комплекс Фонд МСЧ-168 стал одним из ведущих медучреждений нашего города. Какими усилиями при отсутствии необходимого финансирования он это сделал – известно доподлинно только ему.

« Вы создали уникальный сплав практической медицины и науки», – оценка его работы губернатором области В.А. Толоконским.

«Новейшие лечебные и диагностические методики, современная материально-техническая база, одна из лучших в городе, сплоченный коллектив настоящих профессионалов», – слова мэра Новосибирска В.А. Городецкого о возглавляемой Г.З. Ротом медсанчасти.

Уважаемый человек, академик медицины Юрий Иванович Бородин: «Я считаю, что Институт лимфологии в том виде, в котором он сейчас существует, состоялся только благодаря тому, что нашли друг друга в свое время ключевые фигуры, которые организовали взаимодействие: это ваш покорный слуга, профессор М.С. Любарский, ныне покойный профессор В.Н. Григорьев и Г.З Рот, которого я знаю со студенческих времен как хорошего организатора, администратора»

Еще из одной беседы с Г.З. Ротом. Я спросил у него: «По какому принципу живете?» В ответ услышал слова, которые многим бы следовало взять как кредо: «Только не так: ты – мне, я – тебе. Ни в коем случае. За добро нельзя отработать. Его надо помнить вечно. Даже если поменялись жизненные обстоятельства».

Он умеет держать удары, которые, чего греха таить, нередко достают и его. Успех работающего в Фонде МСЧ-168 того или иного доктора – это, прежде всего, его личный успех, а потом уже тех, кто его к нему привел, кто помог реализоваться. А если случилась непоправимая ошибка или постигла неудача, то это делится на всех и главному врачу достается добрая половина. Он в ответе за все, что случается в руководимом им коллективе.

Я видел Геннадия Захаровича эмоционально-возбужденным, когда его эмоции хлестали через край. Но при этом я не усматривал даже намека в защиту собственного мундира. Своим страстным монологом он желал одного: чтобы в дальнейшей работе такого не случалось, чтобы работа выполнялась профессионально и главное – ответственно.

Я знаю этого человека как удивительно внимательного и, не побоюсь этого слова, талантливого собеседника, не зашоренного только медицинскими проблемами, а с широким и разносторонним кругозором, весьма понимающего диалектику жизни и ее обратную сторону.

В порядке у него и с юмором, на который он бывает чрезвычайно щедр. Приятно наблюдать, как в такие минуты его усталые глаза оживают и начинают искриться по-юношески задорно.

«Позади только 60 лет, впереди – еще жизнь», – сказал кто-то из мудрых. У Г.З. Рота есть все, что можно иметь к этому возрасту: признание, огромный опыт, реальный результат деятельности, многочисленные награды, ученая степень кандидата медицинских наук. Поэтому выражу мнение словами нашего Президента, сказанные им недавно по случаю: «Бить баклуши еще очень рано». Новых успехов, Геннадий Захарович!

В. Гребенник

Р.S. Правление Новосибирской областной ассоциации врачей и редакция «Новосибирской врачебной газеты» от всей души поздравляет Геннадия Захаровича Рота с юбилеем и желает ему крепкого здоровья, счастья, успехов в делах и надеется, что Геннадий Захарович еще многое сделает для успешной работы НОАВ!.

Поделиться:

1 комментарий

  1. Успехов Вам Геннадий Захарович! Здоровья и всего что помогает в Вашем Труде. От всех, кто двигался по этому пути вместе с Вами – помогая и спасая, на этом поприще здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.