Интервью директора правового Департамента Сергея Вельмяйкина журналу “Коммерсант-Деньги”: В проекте закона об охране здоровья четко описана система финансового обеспечения здравоохранения

Источник: сайт Минздравсоцразвития

На вопросы корреспондента “Денег” ответил Сергей Вельмяйкин, директор правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

– Насколько серьезные изменения в сфере здравоохранения предполагает новый закон об основах охраны здоровья?

– Основная задача, которую мы ставили перед собой, – осовременить документ, регулирующий взаимоотношения между пациентами, врачами, медицинскими организациями и государством, который был принят 18 лет назад еще в рамках действия Конституции РСФСР. Мы, с одной стороны, прописали, насколько возможно, все процедуры, связанные с выбором врача и медучреждения, с правами пациента. А с другой стороны – все, что связано с полномочиями, правами и обязанностями врача, с определенностью его правового статуса, а также того, что он должен, а чего не должен делать. В этом федеральном законе четко описана система финансового обеспечения здравоохранения: кто, за что и сколько платит, на что эти средства должны расходоваться.

– За что будет платить пациент? Многие усмотрели в статье о платных услугах фактически отказ от бесплатной медицины.

– Есть программа государственных гарантий оказания медицинской помощи. Она на самом деле включает в себя практически все виды медицинской помощи. Там нет, условно, косметологии или зубопротезирования, и то за исключением определенных случаев. А все то, что входит в программу гарантий в рамках государственной системы здравоохранения, для пациента было и будет бесплатно и только бесплатно. Приведу пример. Человеку, гражданину РФ, необходимо лечение в условиях стационара. Госпитализация для него совершенно бесплатна, поскольку это предусмотрено обязательным медицинским страхованием и программой госгарантий. Но возможно, этому пациенту не хочется лежать в четырехместной палате, хочется в одноместной повышенной комфортности. Это является дополнительными сервисными услугами и реализуется уже за счет средств самого пациента.

Другой пример. Человек по каким-либо причинам хочет получить какую-то медицинскую услугу анонимно. Он не сможет получить ее анонимно по системе ОМС, поскольку она предполагает идентификацию каждого пациента и персонифицированный учет платежей за лечение.

Наоборот, мы хотим, чтобы отношения по предоставлению дополнительных медицинских услуг из сферы “по понятиям” перешли в сферу “по закону”. Отношения по приобретению платных медицинских услуг должны быть урегулированы законодательно. Никакая медуслуга не бесплатна, даже по полису, потому что кто-то за нее все равно платит – система ОМС, государство или сам гражданин. Однако в законопроекте мы прописали те условия, при которых с гражданина взять деньги не могут ни при каких обстоятельствах. И я уверяю, этот перечень более чем конкретен. Строго в соответствии с ним и необходимо действовать.

Именно поэтому в законе есть некоторые на первый взгляд странные нормы, за которые нас критикуют. Например, норма о приоритетности бесплатных услуг. Речь идет о том, что нельзя, если есть очередь из граждан, которым услуга полагается бесплатно в рамках системы ОМС, в эту очередь заталкивать кого-то за деньги, чтобы он быстрее эту услугу получил. Впервые этот запрет прописан в официальном документе.

– Зачем потребовалось передавать полномочия по организации системы ОМС регионам?

– Ощущение, что мы этим законом как бы отталкиваем систему здравоохранения от муниципального уровня в сторону регионов, ложное. У нас очень разные регионы – и с учетом географии, и с точки зрения оснащенности кадровой и технологической. Где-то не хватает врачей одной специальности, а с оборудованием получше, а где-то с оборудованием плохо, но врачей хватает, где-то нет ни того ни другого. Вот хватать должно везде всего. Мы рассчитываем на то, что программы модернизации, которые в 2011- 2012 годах будут проведены в регионах, эту разницу в значительной степени устранят. На это мы сейчас направляем 460 млрд руб. А затем мы, по сути, предоставляем региону возможность самому решить, каким образом ему лучше организовать оказание медпомощи – закрепить все полномочия у себя либо делегировать их муниципалитетам. Поэтому где-то здравоохранение останется, как и было, на муниципальном уровне, где-то оно будет передано на уровень регионов, но только с точки зрения организации.

Единственным обязательным требованием является повышение доступности медицинских услуг надлежащего качества для граждан вне зависимости от того, где они живут или работают.

– Хорошо. Предположим, больницу можно построить, а где взять врачей?

– Мы предполагаем целую систему шагов по реформированию системы медицинского образования. Например, это более широкое использование системы так называемого целевого набора, когда человека обучают при условии, что он вернется в ту точку, откуда приехал на учебу, и будет там работать по специальности. То есть если тебя государство бесплатно выучило, ты уж, будь добр, поработай какое-нибудь время на это самое государство. Если хотите, это похоже на существовавшую ранее систему распределения кадров.

– Что в итоге изменится для потребителей медицинских услуг?

– С точки зрения организации, с точки зрения привычного для пациента уклада получения медицинских услуг не должно измениться ничего. Измениться должна не форма, а ее качество, если хотите. Должна уменьшиться очередь к доктору, сократиться время ожидания необходимого исследования. В перспективе мы надеемся, что в результате изменения системы подготовки кадров улучшатся и качество медицинского обслуживания, и его культура. Хотя очевидно, что это длительный процесс.

– А кто будет контролировать качество этих услуг?

– Росздравнадзор. Вдумайтесь, по действующему законодательству он даже не включен в список органов, которые допущены к врачебной тайне. Необходимо понимать, что врачебной тайной является уже то, что человек зашел в поликлинику, а уж тем более то, к какому специалисту он обратился и по какому поводу. В условиях, когда контролирующий орган не вправе получать эту информацию от медицинского учреждения, сложно говорить о действенной, эффективной системе контроля. Законопроект устраняет этот пробел – детально описывает полномочия контрольного органа. Параллельно мы будем запускать закон “О страховании пациентов от врачебной ошибки”. В соответствии с ним контроль будут осуществлять также страховые организации.

– Когда это заработает?

– Страхование врачебной ошибки – с 2013 года. Но вначале в 2012 году вступит в силу закон об основах охраны здоровья, который находится на рассмотрении в правительстве, и будут реализованы региональные программы модернизации здравоохранения.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.