В последнее время только ленивый не направляет запросы в медицинские организации: государственные и муниципальные органы власти, суды, милиция, прокуратура, адвокаты, депутаты, работодатели, страховые компании, родственники пациентов и пр. Всем соответственно, нужно срочно, и непременно оригиналы документов.
А есть ли право у всех этих субъектов запрашивать сведения, содержащие врачебную тайну?
В российском законодательстве одним из основных прав, гарантированных человеку Конституцией РФ, является право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Статьей 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Нормативным документом, регламентирующим право на конфиденциальность информации о состоянии здоровья, как одно из основных прав пациента, является ФЗ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан” 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями.
В статье 61 Основ законодатель раскрывает понятие «врачебной тайны» как «информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении». Обращаем Ваше внимание, что перечень сведений не является исчерпывающим, следовательно, вывод о том, что любая информация о пациенте, ставшая известной медицинскому работнику в процессе выполнения им профессиональной деятельности врачебной тайной, правомерен.
Лицами, которым врачебная тайна стала известной при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, ее разглашение не допускается, кроме случаев, установленных законом.
Такие случаи могут быть двух видов:
– либо с согласия гражданина или его законного представителя (тут все понятно, только стоит обращать внимание на оформление и содержание такого согласия, например: пациент дает согласие на разглашение диагноза, но не хочет, чтобы передавались сведения относительно прогноза заболевания и пр.).
– либо, без согласия гражданина или его законного представителя, но в четко определенных законом случаях:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему (в возрасте до 15 лет, больному наркоманией в возрасте до 16 лет), для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как мы видим, ни страховых компаний, ни адвокатов, ни депутатов, ни работодателей в данном перечне не предусмотрено. В некоторых федеральных законах указывается право этих лиц на сбор информации, но в порядке установленном законодательством. Следовательно, по запросу лиц, не указанных в ст. 61 Основ передача сведений, составляющих врачебную тайну возможна по общему правилу – только при наличии согласия гражданина (его законного представителя) в отношении которого запрашиваются сведения
Что касается судов и правоохранительных органов, существенным является условие «в связи с проведением расследования или судебным разбирательством». Это означает, что соответствующий запрос должен содержать информацию о проводимом расследовании или судебном процессе (желательно с указанием реквизитов дел), хотя возможна ссылка в запросе и на то, что есть основания полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2004 № 1 (ред. от 23.12.2010) “О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” было отмечено, что «выемка медицинских документов, содержащих сведения, являющиеся врачебной тайной, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.
Вместе с тем, если органам дознания и следствия или суду в связи с проведением предварительного расследования или судебным разбирательством необходимы лишь сведения, составляющие врачебную тайну (факт обращения за медицинской помощью, диагноз заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина), то в соответствии со статьей 61 Основ они могут быть представлены по запросу органов дознания и следствия или суда без согласия гражданина или его законного представителя. В этом случае получение судебного решения о разрешении указанных сведений не требуется».
Отдельную сложность представляют запросы, относительно умерших граждан. Поскольку законодатель четко регламентирует порядок разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, то в целях соблюдения норм действующего законодательства Российской Федерации, а так же прав и законных интересов пациентов, представляется не возможным разглашение врачебной тайны после смерти человека, если при жизни не было оформлено соответствующее согласие.
Статьей 150 ГК РФ “…жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность…” отнесены к нематериальным благам человека. Согласно ст. 1112 ГК РФ личные неимущественные права и другие нематериальные блага не входят в состав наследства. Следовательно, все требования родственников о выдаче им медицинских документов после смерти гражданина незаконны. Эти лица имеют право обратиться в суд или правоохранительные органы и в случае наличия достаточных оснований этими органами в определенном порядке могут быть истребованы медицинские документы.
В заключении хочу отметить, что Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 23.09.2005) “Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера” «врачебная тайна» отнесена к сведениям конфиденциального характера наряду с коммерческой, нотариальной, адвокатской тайной, тайной следствия и судопроизводства и пр. Законом точно так же регулируется и охраняется банковская тайна. Но ведь мало у кого возникнет желание без нотариальной доверенности требовать показать счет супруга в банке или завещание дедушки у нотариуса, прочитать чужое письмо на почте? И уж точно мало кому в голову придет в случае отказа устраивать скандал? Почему? Может потому что есть правила и все их исполняют.
Тогда почему точно такие же правила никто не исполняет в здравоохранении? Может дело в медицинских работниках? Не зная и не исполняя норм права сами, мы никогда не сможем потребовать этого от окружающих. Ведь зачастую правомерный отказ возмущает обратившегося не своей правомерностью (как правило, в ней он не сомневается), а тем «что везде то все выдают!? А почему Вы нет!?»
И не стоит забывать об ответственности. Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.