На вопросы главного редактора «Новосибирской врачебной газеты» Александра Васильевича Обухова о достижениях, проблемах и перспективах наркологической службы Новосибирской области отвечает главный нарколог Новосибирской области, первый заместитель главного врача ГБУЗ Новосибирский областной наркологический диспансер Равиль Анатольевич Теркулов.
– В повседневной своей работе врач нарколог занимается тремя основными разделами работы – алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. А какая из этих проблем стоит в Новосибирской области особенно остро.
– В повседневной работе психиатр-нарколог занимается профилактической, лечебной и организационно-экспертной работой. Вместе с тем имеются ряд острых проблем, и особенно острая проблема наркомании. С 1990 года болезненность выросла с 24,3 на 100 тысяч населения до 576,0 в 2009 году, то есть в 23,7 раза. В Российской Федерации эта цифра составляет 260 на 100 тысяч населения.
Если заболеваемость в 1990 году составляла 1,7 на 100 тысяч населения, то в 1997 го-ду выросла до 62,7, а к 2000 году достигла максимальной цифры 69,7 на 100 тыс. населе-ния (выросла в 41 раз). В настоящее время благодаря консолидированным усилиям меди-цинских работников, правоохранительных органов и общества в целом удалось снизить заболеваемость наркоманией до 27, 8 в 2009 году. Но всё равно это очень большая цифра, учитывая вовлечённость в этот процесс подростков и молодежи.
Таким образом, проблема распространения наркомании на территории Новосибирской области приобрела особенно тяжелый характер. По многим важным параметрам – уровню распространения наркомании среди населения, смертности и отравлений, связанных с потреблением наркотиков, уровню преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, негативного воздействия на производство, на семью – острота этой проблемы такова, что делает её социально значимой.
– Какие меры принимаются для снижения остроты этой проблемы?
– У нас в области действует областная целевая программа «Комплексные меры про-филактики наркомании в Новосибирской области на 2009 -2013 г.г.», в которой определе-ны меры, направленные на снижение предложения и потребления наркотиков среди насе-ления. Вместе с тем, уровень общей заболеваемости наркоманией на территории области остаётся одним из самых высоких в Российской Федерации. В связи с чем, имеется объ-ективная необходимость принятия ряда организационных мер, направленных на совер-шенствование наркологической помощи населению, профилактики наркомании и оказа-ния лечебно-реабилитационной помощи. Три четверти от числа всех выявленных нарко-манов проживают в Новосибирске, и только одна четвертая в районах Новосибирской области.
– Какова ситуация с алкоголизмом в нашей области?
– Ситуация, безусловно, сложная. С 2001 года абсолютное количество больных алко-голизмом колеблется на уровне 37-39 тысяч человек. В 2010 г. показатель снизился до 34 тыс. Ежегодный прирост впервые установленного в жизни у пациента алкоголизма со-ставляет 1300-1600 человек. По неровной синусоиде развивается количество болезненно-сти и заболеваемости алкогольными психозами. Так в 1990 году общее количество алко-гольных психозов составляло 498, при этом впервые в жизни установленных было 291, а уже в 1996 году всего психозов было 2733 (в 5,5 раза больше), а впервые установленных 1262 (в 4,3 раза больше). Путём ряда организационных мероприятий к 2009 году уда-лось уменьшить общее число психозов до 1483, а впервые возникших до 806. Также мож-но отметить, что в последние годы сохраняются высокие показатели смертности, свя-занные с потреблением алкоголя и его суррогатов.
Подчеркну, что в настоящее время Правительство Новосибирской области, в лице ответственного исполнителя – министерство здравоохранения Новосибирской области – заканчивает разработку долгосрочной целевой программы «Профилактика алкоголизма среди населения Новосибирской области, снижение масштабов медико-социальных про-блем последствий злоупотребления алкогольной продукцией до периода 2020г.».
– Каковы основные проблемы, существующие в наркологической службе?
– В числе первых необходимо назвать слабую материально-техническую базу, кото-рая не отвечает нормативным требованиям к лечебным учреждениям. У нас в структуре ГБУЗ НСО» Новосибирский областной наркологический диспансер» развёрнуто 76 наркологических коек: 30 – для взрослых пациентов, 30 – для детского населения до 18 лет и всего 16 реабилитационных коек. Лечение и реабилитация осуществляется на бюджетной основе. Кроме этого имеется по 15 коек в ЦГБ Бердска, ЦРБ г. Куйбышева и 10 слабо оснащенных коек в ЦРБ р.п. Каргат. На всю область это крайне мало. Всего 0,6 койки на 10 тысяч населения, при среднероссийском показателе – 1,9, то есть более чем в три раза меньше. Примерно 45% пациентов наркологического профиля с острыми психозами госпитализируется на психиатрические койки, за 2010 год это около 1800 человек. Большинство больных госпитализировано в третью психиатрическую больницу в Новосибирске и в пятую в р.п. Карпысак. Следует отметить, что при сложившейся ситуации нет случаев отказа в госпитализации наркологических больных.
В ближайшее время планируется расширить коечный фонд для реабилитационных мероприятий. Перед нами стоит задача создания второго реабилитационного отделения на 25 коек, а так же улучшение условий госпитализации женщин с наркологической патологией. Для этого необходимо организовать отделение на 20-25 коек.
– Насколько для наркологической службы остра кадровая проблема? В об-щей лечебной сети она стоит очень остро. Выпускники медицинских вузов практи-чески не приходят на работу в муниципальные и государственные больницы и по-ликлиники.
– У нас кадров в Новосибирске пока хватает, но они, в основном возрастные, хотя большинство врачей хотят продолжить работать и держатся за свои рабочие места. На перспективу, конечно, приток молодых кадров нам бы не помешал, особенно в сельских районах. Так на сегодняшний день у нас нет врачей наркологов в таких районах, как Чис-тоозёрный, Кочковский, Маслянинский. Выручают пока совместители. Вообще нарколо-гами в области работают 80 врачей, норматив – 1 должность на 20 тысяч взрослого насе-ления и 1 должность на 15 тысяч детского подросткового населения. Показатель обеспе-ченности врачами амбулаторного приёма, особенно в сельской местности, остаётся ниже общероссийских показателей. Так что ждем притока молодых специалистов.
– Как в наркологии обстоят дела с нормативно-правовой базой при оказании лечебно-диагностической и реабилитационной помощи пациентам?
– Нормативно-правовая база во многом ещё не отработана и вызывает множество во-просов. В частности, в вопросах социальной реабилитации наркологических больных. Сейчас на этом поле работают множество фондов, общественных и конфессиональных организаций. Все говорят: «мы даём социальную адаптацию», однако, что это такое и в чём заключается, каждый понимает по своему, а должны быть единые подходы к реаби-литации во всех организациях, должен быть разработан «стандарт» и единые требования. Должна проводиться сертификация, прежде чем разрешить работать с наркологическими пациентами, дабы не допустить к этой деятельности разного рода тоталитарные секты. К тому же есть факты, когда во всевозможных фондах не всегда соблюдаются права паци-ента, и не в последнюю очередь финансовые и имущественные.
– С точки зрения доказательной медицины, на каких объективных данных строится первичная постановка диагноза и его экспертная оценка?
–У нас в наркологии широко используются лабораторные химико-токсикологические исследования для определения большого спектра анализов – этанола, опиатов, кодеина, марихуаны, курительных смесей и.т.д. Однако наркодиллерами созда-ются и используются всё новые и новые психо-активные вещества (ПАВ) под видом различных химикатов, порошков для ванн, питательных смесей для растений, корма для домашних животных, птиц и рыб – всё это могут быть сильнодействующие психотропные вещества, способные вызывать изменения состояния сознания: галлюцинации, дисморфофобии, делириозные нарушения и другую психопродукцию. Таким образом, должны быть метчики, то есть своего рода маркёры для определения новых психо-активныех веществ. Для постановки диагноза наркотического опьянения это очень важно, даже если состояние обследуемого клинически не вызывает сомнения, он как говорят «лыка не вяжет», но всё равно необходимо определить психотропное вещество. Ранее существовавший диагноз «опьянение неустановленным веществом» Верховный Суд РФ использовать запретил.
В связи с этим, особого внимания требует оснащение нашей химико-токсикологических лабораторий и создание её новых отделений на территории области.
– Насколько хорошо население оповещено о возможностях лечения и реаби-литации в Вашем лечебном учреждении, есть ли здесь проблемы?
– Да, проблема есть. Состоит она в отсутствии социальной рекламы о видах помощи в наркологическом диспансере и в боязни пациентов огласки факта обращения к наркологу. Хотя у нас возможно анонимное обследование, лечение и реабилитация.
– Существует информация, что скоро не будет медицинских вытрезвителей и что их передадут в систему здравоохранения. Это правда?
– Да. В соответствии с Указом Президента от 1 января 2012 года вытрезвителей в том виде, как они существовали ранее, не будет. Оказывать медицинскую помощь будут со-трудники лечебных учреждений. На сегодняшний день в районах Новосибирской области все вытрезвители закрыты. В городе Новосибирске осталось 5-6 подобных заведений. Директивных документов федерального уровня о судьбе медвытрезвителей, кто возьмёт на себя их функции, нет. Но на уровне министерства здравоохранения Новосибирской области некоторые организационные вопросы планируются и прорабатываются.
Скорее всего, в районах области нетрезвых граждан, находящихся в средней и тяжё-лой степени опьянения, будут класть в палаты интенсивной терапии на 2-4 койки пло-щадью примерно 15- 20 м2, которые планируется развернуть в структуре ЦРБ. Пример-ная стоимость организации палаты около 450 тыс. руб., а её содержания в год – 1,5 млн. рублей. Остро будет стоять проблема поддержания порядка в таких палатах, ввиду часто встречающегося буйства пациентов.
Но мы не пионеры. Первопроходцы уже есть. Так в Томске в декабре 2010 открыто наркологическое отделение с видеонаблюдением на 12 коек с функциями «медицинского отрезвителя». По поступающей информации ежедневно туда доставляют 50-60 человек. Из них примерно 20% желают остаться. Однако правовой статус подобных заведений, отделений и палат пока не определён. В Санкт-Петербурге созданы палаты интенсивной помощи с сестринским уходом в структуре приёмных отделений больниц скорой и не-отложной помощи.
– Как в целом Вы оцениваете состояние наркологической службы Новоси-бирской области?
– Наркологическая служба у нас в области вполне работоспособна, выполняла и бу-дет выполнять поставленные перед ней задачи.
Люди бояться обращаться к наркологу это факт и клеймо на всю жизнь! Я по молодости обратился за помощью, в итоге поставили на учёт в наркодинспасер и всё прощай работа, получение вод прав итд. У них ко всем предвзятое отношение, обратился сам ты или привели тебя, вердикт один либо алкоголик либо наркоман. И ещё ты сам должен доказать обратное! Что ты не алкаш! походами раз в месяц к ним со сдачей кучи анализов в течение 3 лет! Это бред! Я обращался 20 лет назад к ним, было плохо, отравился каким то суртгатом купленным в магазине, так всё оформили как хронического алкаша на всю жизнь! И иди докажи что то обратное. Вот и обращайтесь граждане к ним. А бред ещё в том, что если обратиться в частную клинику, то ты здоров и никак их проблем у тебя нет! По их меркам всю страну можно в наркоманов и алкашей записывать.