24 февраля 5-я сессия Законодательного собрания Новосибирской области утвердила областную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Первоначальный проект областной программы на 2011, в этом году разрабатывался министерством здравоохранения Новосибирской области и мало чем отличался от программы на 2010 год. По прежнему, в программе отсутствовали конкретные условия об объеме и видах, гарантированной бесплатно медицинской помощи.
В этом году позиция НОАВ, о том, что любая медицинская помощь (услуга) имеет свою стоимость, и условно бесплатна для пациента, за счет какого либо иного источника (ОМС, бюджет и пр.), была поддержана министром здравоохранения Новосибирской области и решено исходя из экономической составляющей Программы на 2011 год конкретизировать в ней виды и объем гарантированной бесплатной медицинской помощи, поэтому в текст программы внесено, что: «Перечень видов медицинской помощи, не входящих в Программу, утверждается приказом министерства здравоохранения Новосибирской области», например: эстетическая стоматология, медико – психологическая помощь, нетрадиционные методы диагностики и лечения, включая акупунктуру, мануальную терапию, аромотерпию, КВЧ-терапию, диагностику по Фолю и пр.
Правлением Новосибирской областной ассоциации врачей также был разработан ряд предложений по изменению текста Программы, часть из которых были приняты и внесены в проект, а именно:
- Программа дополнена нормой о том, что «медицинская помощь, предусмотренная Программой оказывается на территории Новосибирской области согласно порядку, утверждаемому министерством здравоохранения Новосибирской области». В ближайшее время будет разработан такой порядок (в части субъектов РФ такие документы уже действуют), в котором четко будут регламентированы правоотношения медицинских работников и пациентов, например: показания к надомному медицинскому обслуживанию, раскрыто понятия «экстренной помощи», «медицинской помощи по неотложным состояниям» и пр., а также прописано оказание первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу, т.е. порядок прикрепления к ЛПУ.
- Нами предлагалось увеличить, исходя из реальных возможностей ЛПУ, сроки ожидания предоставления плановой медицинской помощи, а именно: «узкие специалисты» с 5-ти до до 20-ти дней с момента обращения, диагностические исследования с 10-ти до 30-ти дней, и плановая госпитализация с 30-ти до 90 дней (в большинстве регионов РФ этот показатель составляет 4-6 месяцев).
В проект программы внесены следующие сроки:
- врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) — не более 2 рабочих дней с момента обращения;
- врачи специалисты — не более 7 дней с момента обращения;
- диагностические исследования — не более 14 дней;
- дневные стационары всех типов — не более 20 дней;
- плановая госпитализация до 30-ти дней.
- Внесены поправки в программу согласно ст. 30 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, относительно порядка формирования и структуры тарифа.
- Исключено из текста программы конкретное количество метров на одну койку, поскольку вопросы нормативов и требований к помещениям отнесены к ведению государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и устанавливаются соответствующим СанПином.
Но согласие, к сожалению, достигнуто, не по всем вопросам.
Не была учтена поправка о том, что «Объем диагностических и лечебных мероприятий для пациента определяется лечащим врачом в соответствии с медицинскими показаниями, в пределах тарифов согласно стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных приказами МЗ СР РФ либо иными органами управления здравоохранения.
Лечащий врач вправе отклоняться от рекомендуемых стандартов с учетом имеющихся индивидуальных показаний при оформлении письменного обоснования в медицинской документации». Если медицинская помощь (услуга) имеет стоимость, а тариф ей не соответствует, то за счет чего и в каком объеме эту помощь надлежит осуществлять?
Кроме того, НОАВ считает, что заключение Соглашения о мерах по реализации программы, внесенное в программу как обязательное условие участия в ней, противоречит действующему законодательству и подлежит исключению. Более того, один из пунктов этого Соглашения, содержит, что «ЛПУ обязуются не оказывать медицинскую помощь за личный счет граждан», что существенно нарушает права медицинских организаций на осуществление деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также права граждан на получение медицинских услуг за счет, иных кроме ОМС, не запрещенных законодателем источников. Спорна эта норма и с точки зрения антимонопольного законодательства.
Но, не смотря на споры о терминологии, условиях и порядке оказания медицинской помощи, основным и наиболее «острым» как и в прежние годы, остается финансовый вопрос, точнее экономическая составляющая программы. Поскольку программа дефицитна. Разные эксперты приводят различные цифры 20 %, 30 %, но факт дефицита никто не отрицает.
Положения Территориальной программы не соответствуют положениям Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год и статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривающей возможность установления территориальными программами дополнительных условий, видов и объемов оказания медицинской помощи, но не уменьшения нормативов объема медицинской помощи.
Таким образом, предстоит большая совместная работа с министерством здравоохранения по определению стандартов и стоимости каждой медицинской услуги, гарантированной бесплатно за счет ОМС. Ведь только владея такой информацией можно просчитать реальную общую стоимость программы, и говорить о необходимом бюджете.