20 декабря 2010 года Председатель НОАВ Дорофеев С.Б. принял участие в работе круглого стола, на котором обсуждались вопросы, в связи с вступлением в силу 1 января 2011 года Федерального закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Новеллы Федерального закона № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
- разграничена сфера применения института медиации;
- разрешены вопросы применения института медиации относительно судопроизводства и рассмотрения дел третейским судами (например: медиаторы не подлежат допросу в качестве свидетелей, спор не может быть предан в третейский суд при наличии в договоре третейской оговорки, суд может отложить разбирательство дела на время проведения процедур медиации (но не более 60 дней).
- определена гарантия конфиденциальности информации относящейся к процедуре медиации;
- определены существенные условия, медиативного соглашения как гражданско-правовой сделки.
- определены общие требования к медиаторам и их деятельности, возможности создания СРО медиаторов.
Каковы же преимущества института медиации в области здравоохранения?
В общем, появляется еще один институт разрешения конфликта в отношения «врач-пациент» (помимо независимой медицинской экспертизы, работы медицинских ассоциации, третейских медицинских судов).
Возможен индивидуальный подход (если хотите более профессиональный) к рассмотрению и разрешению «медицинского конфликта» (зачастую в деятельности административных органов и суда приходится сталкиваться с «усредненностью» позиций и взглядов).
Медиация может стать средством на этапе внесудебного, досудебного, судебного этапов разрешения конфликтов для достижения мировых соглашений, но, исходя из практики, можно сказать, что во «врачебных делах» стороны редко приходят к мировым соглашениям.
При разрешении «медицинских дел», как правило, решающее слово остается за результатами медицинской экспертизы и мнением специалистов. Так не легче не прибегать к длительным и дорогостоящим судебным процедурам, а изначально довериться авторитетным в области медицины лицам (которым обоюдно доверяют стороны)?!
Судебная система, как и система здравоохранения, консервативна. Вряд ли стоит надеяться на вал применения процедур медиации по медицинским делам. Яркий пример тому третейские суды по мед. делам – суды есть, а дел почти нет. Очевидно, что пальма первенства все же останется за судами общей юрисдикции. В этом контексте, как значимое благо следует воспринять возможность параллельного хода судебного разбирательства и процедур медиации.
На наш взгляд, оговорки о медиации могут быть чрезвычайно востребованными сторонами при заключении и исполнении договора возмездного оказания медицинских услуг (например, по сути: в случае конфликта стороны доверяют мнению профессора Преображенского в качестве решающего).
Существующие профессиональные медицинские ассоциации по своим функциям соответствуют институту медиации, а ч. 2 ст. 2, ст. 15 и 16 193-ФЗ не исключают такую возможность. Так же необходимо отметить, что способствование разрешению споров по медицинским делам входит в предмет регулирования и сферу действия указанного закона.
Средняя продолжительность разрешения медицинских дел судами общей юрисдикции составляет от 3 до 5 лет. Возможная продолжительность процедуры медиации от 1 дня до 180 дней. Выбор очевиден.
Уважаемые коллеги, а чем закончилось обсуждение темы медиации на круглом столе? И где проходил этот круглый стол и кто были его участники?
Спасибо.