Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования оценок россиян услуг, предоставляемых по полису ОМС и состояния здравоохранения в целом.
Как показал опрос, полисом ОМС хотя бы раз в жизни пользовалось подавляющее большинство россиян (89%), в т.ч. 53% в последний раз обращались по нему в медучреждения не менее года назад. О том, что у них нет полиса обязательного медицинского страхования, сказали 3% респондентов.
Во время обращений в государственные и муниципальные медучреждения по полису ОМС гражданам чаще всего приходится сталкиваться с такими качественными проблемами и нарушениями прав пациентов, как длительное ожидание (56% испытывали подобного рода неудобства лично, 27% – знают о них со слов родственников и знакомых) и некомфортные условия – отсутствие достаточного количества сидячих мест и нормальной вентиляции (42% и 11%), отсутствие необходимого оборудования, лекарств и т.д. (40% и 29%), непрофессионализм врачей, неправильно поставленный диагноз и назначенное лечение (37% и 43%).
С плохими санитарными условиями и грубым отношением медицинского персонала лично сталкивались 36% и 32% соответственно. От своих родственников и знакомых об этом слышали 18% и 36%. Среди распространенных проблем респонденты также отмечали требование оплатить медицинские услуги или лекарственные препараты, которые должны предоставляться бесплатно (31% и 30%), запись в карточку/медицинской документации большего количества процедур/услуг, чем было сделано во время приема (по 12%).
Наиболее действенными мерами по повышению качества медуслуг наши сограждане считают «наказание рублем» и меры по усилению степени личной ответственности руководящего состава: так, 48% говорят, что проблему может решить финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг, 35% – увольнение руководителей медучреждений, оказывающих некачественные услуги, еще 25% – контроль со стороны независимых от медицинских учреждений организаций, защищающих права пациентов.
Правильной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая полис ОМС, защищает права пациентов, считает большинство россиян – 82%, не согласны с этим всего 9% опрошенных. Появление в системе ОМС страховых представителей (в их обязанности входит информирование населения о возможностях системы ОМС, защита прав пациентов, решение спорных ситуаций между медицинским учреждением и пациентом и др.) приветствуют 73% граждан, отрицательно высказываются 18%.
Запрос на услуги страховых представителей сформирован в первую очередь в направлении защиты прав пациента при совершении врачебных ошибок и плохом сервисе (ее значимость для себя и близких подчеркнули 55%), а также информирования о правах пациента и составе бесплатных медицинских услуг (42%), регулярного контроля за качеством медицинских услуг (39%).
Оценки состояния системы здравоохранения в обществе в целом сегодня невысоки: 9% дают положительные оценки, 52% – отрицательные, еще 37% – «удовлетворительные». Основными ее «болевыми точками» граждане считают недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), а также их нехватку (37%), недоступность медицинской помощи для населения: дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточную оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием (31%). О неэффективной работе страховых компаний, предоставляющих полис ОМС, как о проблеме российской системы здравоохранения, решением которой необходимо заняться в первую очередь, сказали всего 3% опрошенных.
Данные исследования комментирует генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов: «Результаты исследования показывают, что у населения остаются очень серьезные запросы к российской системе здравоохранения. Очевидно, это один из наиболее серьезных социальных вызовов текущего момента. При этом для большинства респондентов решение возникающих проблем находится в рыночной плоскости – через финансовое стимулирование или финансовые санкции, через развитие системы ОМС, которая фактически выполняет роль внешнего надзорного органа за качеством медицинского обслуживания. Сохраняется значительный интерес к развитию института медицинских представителей. Введенный совсем недавно – он фактически играет роль независимого консультанта для граждан».
Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен в октябре 2017 г. по заказу ЦСП «Платформа». В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Припомните, пожалуйста, как давно Вы обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС в последний раз? (закрытый вопрос, один ответ, %) | ||||||||
Все опрошенные | Мужчины | Женщины | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Менее года назад | 53 | 44 | 61 | 61 | 51 | 47 | 56 | 53 |
1 – 2 года назад | 20 | 20 | 20 | 25 | 26 | 20 | 16 | 19 |
3 – 5 лет назад | 9 | 12 | 7 | 5 | 10 | 11 | 8 | 10 |
6 лет назад и более | 7 | 10 | 5 | 3 | 5 | 10 | 9 | 6 |
Не обращался по полису ОМС | 6 | 8 | 5 | 2 | 4 | 7 | 7 | 7 |
У меня нет полиса ОМС | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 | 5 | 2 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 3 |
Скажите, пожалуйста, при обращении за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС, Вы/Ваши близкие, знакомые сталкивались или не сталкивались со следующими проблемами за последний год? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %) | |||
Сталкивался лично сам(а) | Не сталкивался лично, но слышал(а) от близких, знакомых | Не сталкивался и не слышал(а) о таких проблемах | |
Длительные сроки ожидания медицинской помощи, очереди | 56 | 27 | 17 |
Отсутствие достаточного количества сидячих мест, нормальной вентиляции | 42 | 11 | 47 |
Отсутствие в больнице необходимого мне оборудования, лекарств, перевязочных материалов и т.д. | 40 | 29 | 30 |
Непрофессионализм врачей, неправильно поставленный диагноз, неправильно назначенное лечение | 37 | 43 | 20 |
Плохие санитарные условия в поликлиниках (отсутствие ремонта, грязь и т.п.) | 36 | 18 | 46 |
Грубое отношение медицинского персонала (врачей, медсестер) | 32 | 36 | 32 |
Требование оплатить медицинские услуги или лекарственные препараты, которые должны предоставляться бесплатно | 31 | 30 | 39 |
В карточке/медицинской документации записано больше процедур/услуг, чем было сделано во время приема | 12 | 12 | 76 |
Сейчас я перечислю список различных мер, которые могут быть использованы для повышения качества медуслуг. На ваш взгляд, какие из них, в первую очередь, могут улучшить качество медицинских услуг? Вы можете дать от 1 до 3 ответов (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %) | ||
Все опрошенные | ||
Финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг | 48 | |
Увольнение руководителей медучреждений, оказывающих некачественные медуслуги | 35 | |
Деятельность организаций, независимых от медучреждений, защищающих права пациентов | 25 | |
Создание организаций врачей для самоконтроля качества медуслуг | 19 | |
Сокращение числа госслужащих, контролирующих качество медуслуг | 18 | |
Увеличение числа госслужащих, контролирующих качество мед услуг | 14 | |
Контроль за уровнем квалификации врачей | 3 | |
Увеличение количества медицинского персонала | 3 | |
Повышение заработных плат врачам | 2 | |
Другое | 5 | |
Затрудняюсь ответить | 11 | |
Считаете ли Вы правильной или неправильной систему, при которой именно страховая компания, выдавшая Вам полис ОМС, должна защищать Ваши права как пациента? (закрытый вопрос, один ответ, %) | ||
Все опрошенные | ||
Да, считаю такую систему полностью правильной | 40 | |
Скорее правильной | 42 | |
Скорее неправильной | 4 | |
Считаю такую систему полностью неправильной | 5 | |
Затрудняюсь ответить | 9 | |
С 2016 года в штате страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования, появились новые сотрудники – страховые представители. В их функции на бесплатной основе входит информирование населения о возможностях системы ОМС, защита прав пациентов, решение спорных ситуаций между медицинским учреждением и пациентом и т.п. Вы лично поддерживаете или не поддерживаете появление такого работника в системе ОМС? (закрытый вопрос, один ответ, %) | |||
Все опрошенные | Считают правильной систему, при которой страховая компания, выдавшая полис ОМС, должна защищать права пациента | Считают НЕправильной систему, при которой страховая компания, выдавшая полис ОМС, должна защищать права пациента | |
Полностью поддерживаю | 31 | 33 | 19 |
Скорее поддерживаю | 42 | 45 | 36 |
Скорее не поддерживаю | 11 | 11 | 14 |
Полностью не поддерживаю | 7 | 4 | 27 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 7 | 4 |
Сейчас я перечислю список услуг, предоставляемых населению страховыми представителями на бесплатной основе. Какие из них могут быть наиболее значимы для вас/ваших родственников, друзей? Вы можете дать от 1 до 3 ответов (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %) | ||
Все опрошенные | ||
Защита прав пациента при совершении врачебных ошибок и плохом сервисе | 55 | |
Информирование о правах пациента и составе бесплатных медицинских услуг | 42 | |
Регулярный контроль за качеством медицинских услуг | 39 | |
Информирование о возможности выбора врача и медицинского учреждения | 30 | |
Напоминание о необходимости пройти диспансеризацию, профилактический осмотр | 29 | |
Учет сведений о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи | 9 | |
Другое | 2 | |
Затрудняюсь ответить | 7 | |
По Вашему мнению, как сегодня в нашей стране обстоят дела в российском здравоохранении? (закрытый вопрос, один ответ, %) | ||||
Все опрошенные | Обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС | НЕ обращались за медицинской помощью в государственные и муниципальные медицинские учреждения по полису ОМС | ||
Хорошо | 5 | 5 | 2 | |
Скорее хорошо | 4 | 4 | 4 | |
Удовлетворительно | 37 | 39 | 22 | |
Скорее плохо | 21 | 20 | 26 | |
Плохо | 31 | 30 | 40 | |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 | 6 | |
Как Вы считаете, какие проблемы российской системы здравоохранения должны решаться в первую очередь? Вы можете дать от 1 до 3 ответов (закрытый вопрос, не более 3-х ответов, %) | ||
Все опрошенные | ||
Недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей | 37 | |
Нехватка врачей | 37 | |
Недоступность медицинской помощи для населения (дорогие лекарства, услуги) | 35 | |
Недостаточная оснащенность учреждений современным оборудованием | 31 | |
Недостаток финансирования здравоохранения | 28 | |
Недостаточное обеспечение лекарствами медучреждений | 20 | |
Взяточничество | 16 | |
Недостаточный контроль за качеством медицинских услуг | 14 | |
Невежливое отношение со стороны медперсонала | 11 | |
Несовершенство законодательства | 5 | |
Неэффективная работа страховых компаний, предоставляющих полисы ОМС | 3 | |
Другое | 3 | |
Затрудняюсь ответить | 2 | |
Источник: ВЦИОМ