ЭКО: вчера, сегодня, завтра

Нобелевская премия по медицине в 2010 году присуждена ученому из Великобритании Роберту Эдвардсу за разработку метода искусственного оплодотворения. Его октрытие дало «путевку в жизнь» процедуре экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). На западе история ЭКО насчитывает всего 30 лет, в России – 25 лет, в нашем городе – более 10 лет. О том, как изменилось отношение пациентов и методики проведения ЭКО в нашем городе за десять лет, рассказала Ирина Айзикович, заведующая отделением экстракорпорального оплодотворения Медицинского Центра «Авиценна», врач акушер-гинеколог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук.

– Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, родился в 1978 году, и сегодня во всем мире родилось уже более миллиона ЭКО-малышей. Какие показатели у нас?

– Не могу говорить за всю область, но в «Авиценне» за 10 лет с помощью ЭКО появилось на свет уже более 2300 детей. Если говорить о России в целом, то на сегодняшний день у нас в стране на 100 детей приходится 0,03 % детей, рожденных с помощью ЭКО. В Европе, для сравнения, это уже 7 %. Мы надеемся, что если методика будет более доступной в финансовом плане, если государство более активно будет участвовать в программах и поддерживать ЭКО-мам, так, как это происходит за рубежом, то и процент рождения таких детей вырастет и счастливых родителей станет больше.

– Как изменилось отношение к ЭКО за те 10 лет, что ЭКО существует в нашем городе?

– Действительно за годы развития ЭКО отношение к методике изменилось кардинально. Если говорить о нашем городе и о нашем центре, то когда мы только начинали 10 лет назад не только в нашей области, но и вообще за Уралом отношение было очень опасливое, настороженное, предвзятое. И, конечно, это можно понять: и чисто по-человечески и с медицинской точки зрения. Ведь не было детей, рожденных с помощью ЭКО. У пациенток не было среди знакомых, сослуживцев людей, которые бы сказали: «Да, я через это прошел». Сейчас это, конечно, изменилось. Только в сибирском регионе таких детей – тысячи. Это дети любимые, талантливые, способные, доказывающие, что методика работает.

– Но предубеждения против ЭКО по-прежнему сохраняются?

– Вопрос сам по себе очень деликатный. До сих пор есть люди, которые не хотят даже рассматривать возможность ЭКО, раз и навсегда закрывая эту тему в семье. Еще у людей почему-то до сих пор бесплодие ассоциируется с сексуальной неполноценностью, что на самом деле не так. Бесплодие — это вообще не болезнь и уж конечно оно не сказывается на сексуальном здоровье. С позиции неполноценности бесплодие тоже воспринимать, на мой взгляд, неправильно. Неполноценностью можно назвать разве что нереализованные инстинкты (материнский инстинкт, прежде всего), которые влекут за собой уже другие состояния и заболевания.

– Статистика говорит, что эффективность ЭКО постоянно растет. За счет чего?

– Методика развивается ежегодно, ежемесячно. Каждый месяц мы получаем открытие в области медицины, биологии, фармацевтики, которые увеличивают наши шансы на успех. Сначала шанс каждой женщине на ЭКО дала фармацевтика, когда была открыта и синтезирована молекула, идентичная той, которая синтезируется в гипофизе каждой женщины. Потом были созданы препараты, которые просто открыли новую эру. Дальше – открытия в области электроники, микроскопии: мы получили такие микроманипуляторы, которые позволяют работать с клеточными и внутриклеточными элементами, конечно, 10 лет назад это было сказкой.

Но ведь методике всего 30 лет. Хирургии, терапии, офтальмологии – сотни, а то и тысячи лет. ЭКО развивалось всего 25-30 лет. Но за это время врачам удалось создать новый, перспективный метод. Первые годы это были единичные случаи беременности на сотни проведенных циклов, потом врачи добились того, что результативность приблизилась к 10 %. В «Авиценне», когда мы начинали 10 лет назад, достигнуть 30 % эффективности беременности – это было что-то космическое. Сейчас для нас это вчерашний день. Мы добились 50 % и считаем, что не имеем права снижать планку.

– Как изменились сами пациентки, которые обращаются в ваш центр?

– Здесь изменилось многое, прежде всего — к нам стали обращаться молодые женщины. Думаю, это связано с тем, что предвзятое отношение к ЭКО уходит в прошлое. Теперь это не последний из возможных выходов, как было раньше. Впрочем, проблема возраста по-прежнему актуальна, и нам очень хотелось бы, чтобы показания к ЭКО выставлялись адекватно: не в 40-45 лет, а тогда, когда положено. Ведь многие наши пациентки обращаются сразу на программу суррогатного материнства, просто потому, что момент был упущен: еще год или два назад мы могли бы помочь этой женщине стать мамой самостоятельно – выносить и родить своего ребенка.

– Расскажите о перспективах развития ЭКО в ближайшем будущем?

– Прежде всего, нужно сказать о том, что сейчас, когда ЭКО получило государственную поддержку и мировое признание, работать легче и радостнее чисто психологически. И развитие государственной поддержки программ ЭКО – одно из ключевых направлений развития репродуктологии. Когда Роберт Эдвардс, нобелевский лауреат этого года, только начинал заниматься проблемой ЭКО, как ученому, да и как человеку ему потребовалась немыслимая смелость. Потому что сам по себе вопрос репродукции – это изначально табуированная, сакральная тема, которой многие в силу религиозных или каких-то других норм просто стараются не касаться. Кроме того, не было никаких юридических основ для такой деятельности. Сегодня его коллегам, конечно, намного легче.

Сейчас очень большое внимание врачи и ученые в этой области уделяют генетике. Изучая хромосомы и те локусы, которые отвечают за конкретную работу организма можно заранее составить генетическую карту каждого человека и репродуктивный прогноз. То есть выделять заранее именно по генетической карте группы риска, которым нужно обращаться сразу к ЭКО при вступлении в брак, при планировании семьи. Ведь есть больные, у которых бесплодие детерминировано уже на генном уровне. Сегодня мы таких больных не можем выявлять и приходим к программе ЭКО, к сложным программам – суррогатное материнство или донорство яйцеклеток – практически на ощупь. А можно будет помочь таким людям гораздо раньше.

Кроме того, с помощью ЭКО и предимплантационной диагностики можно будет предотвратить множество тяжелых патологий. Путем селекции и отбора эмбрионов, которые не несут тяжелых патологий. Например, можно будет предупредить болезнь Альцгеймера, алкоголизм. Сейчас мы уже можем исключить муковисцидоз.

– Как пациентам следить за новыми тенденциями в репродуктологии?

– Мы каждый год проводим конференции, посвященные проблемам репродуктологии. В этом году международная конференция «Инновационные технологии репродуктивной медицины» пройдет 16-17 ноября. И мы решили провести в ходе этой конференции «Школу пациента». Наши докладчики – ведущие врачи-репродуктологи и акушеры-гинекологи из Вены, Тель-Авива и Санкт-Петербурга проведут для участниц лекции, в ходе которых можно будет узнать о новейших достижениях в ЭКО, о том, как достичь долгожданного результата, работая в команде с врачом. Мы ждем всех женщин, которых волнует вопрос репродуктивного здоровья. Тех, кто еще только в начале пути и при поддержке профессионалов добьется положительного результата, тех, кто уже устал от поиска решения проблемы бесплодия, тех, кто думает, что находится в тупиковой ситуации. Словом, поучаствовать может любой желающий.

Мария Танакова
Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.