9 июля 2010 г. в первом чтении Государственной Думой России был принят проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании».
История подготовки данного законопроекта более чем интересна. 22 апреля 2010 г. председатель Правительства В. Путин дал поручение Минздравсоцразвития и Минфину «оперативно подготовить новую редакцию закона о медицинском страховании». Вероятно, повторяя известную историю 30-ых годов «о перегибах на местах», уже в мае 2010 г. данными ведомствами была подготовлена не новая редакция Закона «О медицинском страховании граждан в РФ», а проект нового федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Данный законопроект был размещен на официальном сайте Минздравсоцразвития 25 мая 2010 г., а уже 3 июня 2010 г. аналогичный документ был внесен группой депутатов на обсуждение в Государственную Думу. Таким образом, на изучение и обсуждение законопроекта общественности вне стен «кузницы российских законов» было выделено всего 10 дней.
К сожалению «быстро не значит качественно». Сейчас лишь ленивый не критикует проект закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Помимо многочисленных терминологических неточностей и внутренних противоречий, проект не определяет судьбу добровольного медицинского страхования (которое сейчас регулируется в рамках общего закона о медицинском страховании), общие положения проекта дублируют аналогичные нормы Закона «Об основах обязательного социального страхования» (то есть не учтены ни специфика ни приоритеты здравоохранения России), разработчики проекта видят в системе медицинского страхования лишь одного страховщика – Федеральный фонд ОМС. При этом не ясно кем при этом являются страховые медицинские организации и почему такая медицина называется страховой.
Хотя идеология проекта заманчива:
центральным звеном оказания медицинской помощи станет пациент;
страховые медицинские организации будут бороться за обслуживание конкретного застрахованного (для этого в проекте закона детализирован порядок выбора и замены пациентом страховой компании);
информатизация здравоохранения (введение электронного полиса ОМС, единого на всей территории страны регистра застрахованных граждан) позволит обеспечить реальную доступность бесплатной медицинской помощи;
переход на преимущественно одноканальное финансирование организаций здравоохранения через систему ОМС с установлением оплаты медицинской помощи по «полному тарифу» (включает все статьи расходов, кроме капитальных вложений и расходов на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу) с одной стороны расширит возможности оказания медицинской помощи уже работающими ЛПУ в системе ОМС, а с другой – станет мотивом для вхождение в систему ОМС частных медицинских организаций.
Кстати для последнего, законопроектом предусмотрен уведомительный порядок включения в систему ОМС. Необходимо отметить, что переход на полный тариф предполагается проводить поэтапно, начиная с 2011 года в течение двух лет.
Включение в проект закона Главы 8 «Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой застрахованным гражданам по территориальной программе ОМС» создаст единые основы для обеспечения качества оказываемой помощи, а также механизм разрешения разногласий между субъектами ОМС.
На самом же деле «все новое – это кем-то где-то забытое старое»: так правомочия пациента на выбор страховой медицинской организации, ЛПУ, врача закреплены и в ныне действующем законе «О медицинском страховании граждан в РФ». При этом интересен довод разработчиков законопроекта: «Ранее пациент не мог реализовать право на выбор страховой компании, поскольку страхователь, согласно ст. 9 закона о медицинском страховании имел право на свободный выбор страховой компании». Оказывается во всем виноваты страхователи…
Одноканальное финансирование уже внедрено в ряде субъектов РФ (например, Республика Татарстан) и для этого не понадобилось принятие нового федерального закона. С другой стороны повсеместное введение одноканального финансирования вызывает ряд вопросов. Так, не понятно как будут функционировать в условиях одноканального финансирования медицинские организации, получившие с 1 января 2011 г. статус автономных учреждений, ведь работают они на основании задания учредителя.
Подробно прописав нормы о контроле за качеством оказания медицинской помощи медицинскими организациями, разработчики проекта вероятно забыли указать механизм контроля за деятельностью страховых компаний и фондов ОМС, а также раскрыть такие понятия как качество медицинской помощи, экспертиза качества медицинской помощи, условия оказания медицинской помощи.
Какие нарекания вызывает законопроект у профессионального медицинского сообщества?
В статье 16 проекта закона изложено всего лишь 2 правомочия медицинской организации, что несопоставимо с объемом прав страховой компании, застрахованных лиц и полномочий ФОМС. Закрепленные в действующем законе о медицинском страховании права медицинских организаций на оказание медицинской помощи вне системы ОМС, на реализацию программ ДМС без ущерба для программ ОМС не отражены в представленном проекте закона.
Важно отметить, что Минздравсоцразвития подготовлен проект закона от 30 июля 2010 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно ч. 2 ст. 79 данного проекта к платным медицинским услугам относятся любые медицинские услуги (в том числе входящие в программу ОМС), предоставляемые на основании согласия пациента и доведения до сведения пациента информации о праве на их бесплатное получение. Однако ст. 16 проекта закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» не допускает такой возможности, более того в п.1 части 2 ст. 16 проекта установлена обязанность медицинской организации бесплатно предоставлять застрахованным гражданам медицинскую помощь, в том числе застрахованным СМО, не имеющей договор на оказание медицинской помощи с данной медицинской организацией.
Кстати, как раз отсутствие согласованности в предлагаемых Минздравсоцразвития проектах законов, а именно: ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ФЗ «О защите прав пациентов в РФ», – послужило основанием для отложения рассмотрения обсуждаемого законопроекта до октября 2010 г.
В части 4 ст. 11 разработчиками проекта предлагается кабальное для медицинских организаций условие: «… не имеют права в течение года, в котором они участвуют в системе ОМС, выйти из числа участвующих в системе ОМС..». Получается, что при нарушении СМО и ФОМС своих обязательств, в том числе по оплате медицинской помощи, медицинская организация будет вынуждена работать в системе ОМС. Очевидно, что вопрос «выхода» из системы ОМС должен разрешаться посредством расторжения договора на оказание медицинской помощи в системе ОМС, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (либо по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке через суд).
Ст. 24 действующего Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» определено, что тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи. Если же мы обратимся к ст. 26 проекта закона «Тарифы на оплату медицинской помощи при ОМС» то, данной гарантии там не найдем. Полагаем, что подобное «совершенствование» системы ОМС недопустимо.
В той же статье разработчики законопроекта предлагают включить в «тарифную комиссию» помимо представителей органа госвласти субъекта, фонда ОМС, СМО и профессиональной медицинской ассоциации, также представителей медицинской организации, профессиональных союзов медицинских работников. Однако не понятно кто понимается под представителями медицинских организаций (каков порядок их делегирования, относятся ли к ним некоммерческие организации объединяющие в своем составе медицинские организации работающие в системе ОМС или же таковыми являются руководители отдельных учреждений здравоохранения, изъявившие желание участвовать в работе тарифной комиссии)? Ясно одно – на практике возникнут сложности с реализацией данной нормы.
НОАВ ведет активную работу «по спасению» нового закона о медицинском страховании:
подготовлены и отправлены замечания к проекту закона президенту Национальной медицинской палаты Л.М. Рошалю;
разрабатываются конкретные поправки к проекту закону, для того чтобы во втором чтении в Государственной думе устранить принципиальные для врачебного сообщества недостатки проекта.
Участие в данной работе можете принять и вы, уважаемые читатели. Для этого на сайте НОАВ размещен сам проект, пояснительные записки, подготовленные поправки и прочие документы, организовано обсуждение. Если не мы то кто?