В Новосибирской областной клинической больнице прошел обучающий семинар «Расширенные возможности эндоназальной эндоскопической хирургии». Организаторы семинара ставили целью продемонстрировать способность современной ЛОР-хирургии решать сложнейшие задачи на стыке специальностей – оториноларингологии, нейрохирургии и офтальмологии.
Главным событием семинара стал мастер-класс научного руководителя ЛОР-отделения Новосибирской областной клинической больницы, главного оториноларинголога г.Новосибирска и Новосибирской области, д.м.н., профессора Михаила Мельникова. По каналу телемедицинской связи была организована прямая трансляция из операционной в конференцзал.
Собравшиеся на семинар врачи даже не предполагали, что станут очевидцами уникальной операции. О том, что опухоль в основании черепа, которую планировалось удалить пациентке, окажется такой редкой, сам профессор Мельников узнал только накануне операции из результатов гистологического исследования. Согласно заключению патологоанатомов, новообразование в основании черепа, обнаруженное у 54-летней больной К., ни что иное, как солитарная экстрамидулярная плазмацитома.
Патология сама себе редкая: в 20 веке в мире было опубликовано всего 386 наблюдений пациентов с плазмацитомой. Из них только у 14-ти была опухоль такой же локализации, как у данной пациентки – поражающая основание черепа в районе основной пазухи. Новосибирским специалистам пока удалось разыскать лишь одно сообщение о больном с плазмацитомой в нашей стране, он проходил лечение в НИИ им. Бурденко, опухоль у него располагалась в шейном отделе позвоночника. Таким образом, можно предположить, что новосибирский случай, когда плазмацитома локализована в основании черепа, пока единственный в России.
У пациентки К. заболевание манифестировало внезапно: 25 января 2010 года появилось двоение в глазах, трудности при скашивании глаз в сторону, сильная головная боль в лобно-теменно-затылочной области. Обследование в Новосибирской областной больнице выявило у пациентки в области основания черепа новообразование размером с куриное яйцо.
– Вообще плазмацитома – это заболевание крови, другое ее название миеломная болезнь. Обычно она поражает плоские кости: таз, лопатки, ребра, но у К. плазмацитома располагалась компактно в основании черепа, и других признаков миеломной болезни в ходе проведенного обследования не обнаружено, – поясняет хирург.
Именно необычная локализация новообразования стала самой большой сложностью в оказании хирургической помощи данной пациентке. Выполнить нейрохирургическую операцию традиционным способом не представлялось возможным, поскольку даже при краниотомии доступ к опухоли был бы невозможен. Единственный возможный вариант в таких ситуациях – эндоназальная эндоскопическая хирургия.
Операция длилась полтора часа и завершилась успешно. По словам Михаила Мельникова, непременными условиями для проведения таких вмешательств являются эндоскопическое оборудование, специальный инструментарий и тщательно спланированное анестезиологическое обеспечение. Последнее – это очень важный компонент, так как в непосредственной близости от опухоли расположены внутренняя сонная артерия и кавернозный синус, то есть те крупные сосуды, которые обеспечивают кровоснабжение головного мозга. Их повреждение приводит к гибели больного от массивного кровотечения.
Врачи говорят о благоприятном прогнозе у больной К. Успешно проеденная операция в комбинации с полихимиотерапией дают практически 100-процентное выздоровление при данной патологии.
Диагноз второй пациентки, с участием которой проходил мастер-класс – дакриоцистит, то есть хроническая непроходимость слезных путей и развитие воспалительного процесса в слезном мешке. Больная Н. в течение трех лет лечилась консервативно, оперирована офтальмологами, но безрезультатно. Дообследование было проведено в ЛОР-отделении Новосибирской областной больницы. Рентгенография с введением контрастного вещества в слезный мешок обнаружила, что ниже мешка слезные пути непроходимы. Данный диагноз также подтвержден исследованием на КТ.
Задачей ЛОР-хирурга в таких ситуациях является восстановление стойкого сообщения между слезным мешком и носовыми пазухами. Вся манипуляция длится в среднем двадцать минут. Операция является радикальной и может быть выполнена практически всем пациентам с непроходимостью слезного канала. Однако, как отметил профессор Мельников, далеко не все больные доходят от окулиста до ЛОР-хирургов, причиной чему, скорее сего, неинформированность самих врачей о возможностях их коллег.
В научной программе семинара были лекции ведущих ЛОР- , нейро- и челюстно-лицевых хирургов из Москвы, Барнаула и Новосибирска по таким актуальным вопросам, как послеоперационное лечение больных; современное состояние хирургического лечения аденом гипофиза; эндоскопическая диагностика и хирургия опухолей, повреждений и одонтогенных воспалительных заболеваний верхнечелюстного синуса; пути решения интраоперационных осложнений в эндоназальной хирургии; диагностика и лечение одонтогенного синусита.
По отзывам самих участников семинара, подобные мероприятия очень полезны, так как дают врачам, работающим в первичном звене здравоохранения, представление о возможностях специализированной медицинской помощи. А расширение кругозора поликлинических врачей – гарантия того, что в случае необходимости «сложный» пациент будет направлен в тот стационар, где его проблема может быть решена.
Как подчеркнула главный врач ГНОКБ Ирина Нагорная, центр телемедицины Областной больницы планируется постоянно использовать для проведения консультаций, обучающих семинаров и мастер-классов по разным направлениям медицинской помощи. В первую очередь такое дистанционное обучение необходимо и полезно врачам районных больниц.