В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов и др.).
Основные составляющие этой системы:
1. Организация рационального двигательного режима учащихся.
2. Непрерывное мониторирование состояния здоровья учащихся и своевременная коррекция возникающих отклонений.
3. Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и половых особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
4. Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.
5. Использование многообразных программ по формированию мотиваций и навыков здорового образа жизни.
По характеру деятельности выделяют частные (узкоспециализированные) здоровьесберегающие технологии и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют медицинские (технологии профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации соматического здоровья, санитарно-гигиеническая деятельность), образовательные (информационно-обучающие и воспитательные), социальные (технологии здорового и безопасного образа жизни, профилактитки и коррекции девиантного поведения) и психологические (технологии профилактики и психокоррекции психологических отклонений личностного и интеллектуального характера). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технология комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья школьников, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья школьников и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании – это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.
Для этой цели, наряду с разнообразными лечебно – оздоровительными мероприятиями, направленными на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, огромное внимание должно уделяться технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Хотелось бы поделиться, как мы, сотрудники МБУЗ ГП №15, прилагаем все усилия для достижения нашей главной цели – формирование, укрепление и сохранение здоровья наших детей.
Один из важнейших этапов в жизни каждого ребёнка – это поступление в ДДУ. На примере одного из ДДУ, территориально относящегося к нашей поликлинике, рассмотрим основные направления по обеспечению здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
МБДОУ ЦРР детский сад №501 «Медвежонок» расположен по адресу Б.Богаткова, 194/9. В 2009г. его посещали 291 ребёнок. В детском саду функционирует 13 групп (две ясельные группы, одна спецгруппа для слабослышащих детей, четыре логопедические группы, шесть групп детского сада).
В детском саду созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.
Разнообразные лечебно – оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках программы по здоровьесбережению, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно – просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели – формирование, сохранение и укрепление здоровья всех субъектов образовательного процесса в ДДУ.
Круглогодично, планово и с обязательным анализом в детском саду проводятся разнообразные лечебно – оздоровительные мероприятия по специально разработанным программам и под контролем медицинских работников.
Два раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) физкультурные занятия проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся разнообразные спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе.
Применяются различные методы неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа. Так, воспитанники детского сада два раза в неделю посещают бассейн (уже с ясельного возраста). Отмечено, что дети, регулярно посещающие бассейн, реже болеют острыми респираторными заболеваниями.
В группах воспитатели, под контролем медицинского работника, проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна.
Осуществляется воздушное, солнечное (летом) и солевое закаливание (хождение ежедневно после дневного сна по солевым «дорожкам»).
Систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости.
Важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.
Осуществляется витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты). Кроме того, дети получают кислородный коктейль курсами, а весной – дрожжевой напиток.
Находят применение и народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.
В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится профилактическое смазывание слизистой носа противовирусной мазью.
Также с детьми проводится звуковая гимнастика, психогенная гимнастика, «гимнастика маленьких волшебников» (с участием логопеда, музыкального руководителя и психолога).
Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Для этой цели дети, посещающие ДДУ, ежегодно осматриваются врачом педиатром (дети ясельного возраста осматриваются два раза в год). Дети декретированных возрастов проходят углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники. Это позволяет проследить в динамике за состоянием здоровья детей, провести коррекцию возникающих функциональных отклонений, проследить за характером течения хронической патологии (для детей, имеющих III группу здоровья).
Состояние здоровья детей (по результатам углубленных медицинских осмотров) отражает общие тенденции состояния здоровья детей дошкольного возраста Октябрьского района, посещающих ДДУ – снижение числа здоровых детей с 10,3% в 2007г. до 9,3% в 2009г, увеличение числа детей с хронической патологией с 12% в 2007г до 16% в2009г. Однако, анализируя результаты углубленных медицинских осмотров за последний год (учитывая впервые выявленные случаи), можно отметить отсутствие регистрации случаев патологии опорно-двигательного аппарата (в частности, нарушение осанки), в то время как средний показатель регистрации данной патологии по другим ДДУ составил 1%. Что касается острой заболеваемости, то её показатели сохраняются на прежнем уровне (прежде всего за счёт ОРВИ) и причины этого не всегда напрямую зависят от эффективности проводимых оздоровительных мероприятий в детском саду (неблагоприятная экологическая и эпидемиологическая обстановка). В то же время, отмечается снижение показателей данной патологии у воспитанников д/с №501 по сравнению со средними показателями других ДДУ, обслуживаемых нашей поликлиникой (показатели рассчитаны на 1000 человек и указаны в промилях): ОРВИ – 2357 (д/с №501) и 2461 (средний показатель по другим ДДУ), острый бронхит – 75,6 и 76,9 соответственно, острый отит – 13,7 и 19,7; прочая лор-патология – 34,4 и 48,3.
Учитывая вышесказанное, можно судить об эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в д/с 501 в настоящий период.
Большинство детей дошкольного возраста относятся по состоянию здоровья к так называемой группе риска – II группе здоровья (дети, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья функционального характера). Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период. Важно вовремя откорректировать возникающие отклонения в состоянии здоровья и не допустить перехода II группы здоровья в III. В случае же наличия у ребенка хронической патологии важно не допустить обострения основного заболевания в важный для ребёнка период – поступление в первый класс.
Здесь большое значение имеет наличие непрерывной преемственности в работе между дошкольно-школьным отделением и участковой педиатрической службой.
Превалирование в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.
Большое внимание уделяется санитарно-просветительной работе. Проводятся лекции с родителями на различные темы: «Адаптация детей к ДДУ», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки – источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др.
В целях всестороннего развития, раскрытия каждого ребенка как личности, подготовке детей к школе, с ними занимается логопед, сурдолог (для детей из слабослышащей группы), психолог, педагог познавательного цикла. Кроме того, в детском саду работает изостудия, а для желающих заниматься дополнительно – работает танцевальный кружок и обучение английскому языку.
Следующий важный этап в жизни любого ребёнка – поступление в первый класс. На примере МБОУ гимназии №11 Октябрьского района можно наглядно продемонстрировать основные направления, по которым ведётся работа в рамках здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здесь важно отметить, что в целях наилучшего достижения конечного результата (формирование, сохранение и укрепление здоровья всех субъектов образовательного процесса) – важно, чтобы здоровьесберегающие образовательные технологии и педагогические технологии работали однонаправлено.
Цель специального развивающего обучения Л.В.Занкова (используемого для построения образовательного процесса в гимназии №11) – всестороннее гармоничное развитие личности. Суть вышеуказанного развивающего обучения отражена и в названии гимназии – «Гармония».
Анализируя состояние здоровья школьников за последние годы, видно, что большинство детей, поступающих в первый класс, имеют II группу здоровья (группа риска по развитию либо хронизации той или иной патологии).
Так, в 2007г. этот показатель составил 72,5%, а в 2009г. – 78,2%.
При анализе нозологического спектра, выявленного по результатам углубленного медицинского осмотра детей декретированных возрастов за последний год (1 класс – 7-8 лет – начало обучения, 5 класс – 10-11 лет – переход к предметному обучению, 7 класс – 12-13 лет – начало пубертатного периода, 9 класс – 14-15 лет – пубертатный период, 10-11 класс – 17 лет – окончание образовательного учреждения) видно, что первое место занимает патология опорно-двигательного аппарата (в частности – нарушение осанки).
Причём данная патология занимает лидирующую позицию практически во всех возрастных группах, достигая пика к 5 классу (1 кл.-60,5%; 5 кл.-73,5%; 7 кл.-64%; 9 кл.-55,4%; 11 кл.-34,3%). Высокие показатели данной патологии обусловлены большой эластичностью и лёгким возникновением деформации скелета при длительных напряжениях и неправильных положениях тела.
Второе место по частоте встречаемости занимает патология органов зрения (понижение остроты зрения). Среди учеников 1 кл. данная патология встречается в 11,8%; 5 кл.-35%; 7 кл.-28,5%; 9 кл.-24%; 11 кл.-21%.
Таким образом, чаще эта патология встречается вновь у учащихся 5-х классов. Частота встречаемости близорукости, как наиболее частого нозологического варианта в структуре патологии органов зрения у школьников, наиболее высока именно у учащихся 5-х классов. Именно в этом возрасте процессы глубокой морфофункциональной перестройки, происходящие в органах и тканях, наиболее подвержены отрицательному воздействию внешней среды, психо-эмоциональному напряжению в связи с переходом на предметное обучение и повышенной информационной нагрузке.
Третье место занимает лор-патология (1 кл.-13,4%; 5 кл.-28,2%; 7 кл.-8,3%; 9 кл.-14,4%; 11 кл.-6,2%).
Прочное удержание третьей позиции этой патологией может быть обусловлено частыми простудными заболеваниями, наличием хронических очагов инфекции, гиповитаминозами, вредными воздействиями внешней среды, снижающими защитные силы организма.
Несколько слов хочется сказать о патологии центральной нервной системы. Данная патология не вошла в тройку лидеров, однако, именно эта патология во многом определяет прогноз процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (так же, как и в ДДУ), а также влияет на успеваемость школьников. Так, у 7,5% детей, пришедших в 2008-2009 учебном году в 1 класс, имелась та или иная патология ЦНС. При переходе к предметному обучению – этот показатель составил 10,2%, в пубертатном периоде – 15,3%.
Состояние здоровья учащихся гимназии №11 также отражает общие тенденции состояния здоровья школьников Октябрьского района (повышение числа детей, имеющих функциональные нарушения в состоянии здоровья и числа детей, имеющих дисгармоничное физическое развитие). В то же время имеет место снижение частоты впервые выявленных случаев патологии опорно-двигательного аппарата (в частности, нарушение осанки) и патологии органа зрения (понижение остроты зрения) по сравнению со средними показателями данных нозологий в других образовательных учреждениях, территориально относящихся к нашей поликлинике: 3,6% и 2,0% соответственно для учащихся гимназии №11; 4,7% и 2,7% – по другим образовательным учреждениям. Показатели острой заболеваемости (указаны в промилях) также несколько ниже у учащихся гимназии №11: ОРВИ – 348 (гимназия №11) и 395 (по другим образовательным учреждениям), острый бронхит- 2,2 и 5,4 соответственно, прочая лор-патология – 2,9 и 3,5.
Таким образом, учитывая вышесказанное, видна эффективность проводимых оздоровительных мероприятий на данном этапе и, в то же время, понятна важность и актуальность всех лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников (как наиболее значимого субъекта образовательного процесса) в дальнейшем.
Для этой цели в гимназии проводятся разнообразные лечебно-оздоровительные мероприятия. В частности, работает бассейн, занятия в котором включены в учебный процесс.
Также учащиеся курсами принимают кислородные коктейли.
В целях профилактики витаминной недостаточности осуществляется витаминизация третьих блюд (с использованием аскорбиновой кислоты).
Для профилактики расстройств зрительного анализатора и патологии опорно-двигательного аппарата учителя на уроках проводят гимнастику для глаз и физкультминутки по специально разработанным методикам. Рассаживание детей в классе осуществляется соответственно антропометрическим данным и наличию патологии органов зрения.
Медицинскими работниками школы осуществляется контроль за правильной организацией рабочего места учащихся, за соответствием школьной мебели росту детей.
Кроме того, медицинскими работниками осуществляется постоянный контроль за качеством работы пищеблока и организацией рационального питания учащихся. Большое внимание уделяется противоэпидемической работе, вопросам профилактики травм и отравлений, рациональной организации физического и трудового обучения учащихся, организации оздоровительных мероприятий в лагере дневного пребывания детей в летний период.
Ежегодно, учитывая результаты углубленных медицинских осмотров, школьники распределяются на группы здоровья, группы физического развития и группы для занятий физкультурой. Результаты углубленных медицинских осмотров с соответствующими рекомендациями освещаются на педагогических советах и на родительских собраниях.
В рамках проведения санитарно-просветительной работы (индивидуальные беседы, выступления на собраниях, проведение урока, анкетирование) освещаются наиболее актуальные темы: организация режима дня, рациональное питания, здоровый образ жизни и т.д.
В гимназии созданы все условия для всестороннего, гармоничного развития личности. Практически каждый ученик имеет возможность, в зависимости от личностных особенностей, посещать тот или иной кружок или секцию, большинство из которых организованы на базе гимназии №11. Вот лишь некоторые из них: изостудия «Лепестки», студия современного бального танца «Гармония», танцевальная студия «Калинка», театральная студия, видеостудия, детская вокально-эстрадная студия «Мастер – класс», секция туризма, секция каратэ, секция баскетбола и другие.
Таким образом, медицинские работники, совместно с педагогами и администрацией образовательного учреждения, участвуют в проведении профилактической работы в рамках реализации программ по здоровьюсбережению учащихся. И конечная цель в реализации здоровьесберегающих программ будет достигнута лишь в том случае, если помимо строгого выполнения всех медицинских рекомендаций, в образовательном учреждении своими силами будет организована комплексная оздоровительная работа с соответствующими результатами (как это показано на примере гимназии №11).
Однако важно отметить, что общая картина состояния здоровья детей (как школьного, так и дошкольного возраста) в настоящий период, оставляет желать лучшего. А современное качественное образование неизбежно предъявляет повышенные требования к ещё не сформировавшемуся растущему организму, приводя к срыву адаптационных механизмов, снижению сопротивляемости организма и, как следствие, к ухудшению показателей соматического и психического здоровья.
Поэтому очень важно на начальном этапе становления ребёнка как личности (это, прежде всего, период школьного обучения), на базе каждого образовательного учреждения организовать оздоровительные центры, максимально внедряющие в образовательный процесс курсы валеологии, различные инновационные технологии (личностно-ориентированный подход в образовании, гендерный подход и др.).
В рамках подобных оздоровительных центров весьма актуально будет открытие кабинетов ЛФК, фитоцентров, кабинетов массажа и физиотерапии, а также других специализированных лечебно-оздоровительных единиц, деятельность которых будет юридически обоснованной.
Вполне возможно, что на пути создания таких центров будут возникать различные препятствия (поиск источников финансирования, подведение нормативно-правовой базы и др.)
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Необходима коренная перестройка в школах методов обучения.В рпротивном случае наши дети и внуки в 100% станут инвалидами и больными.Сегодня эта цыфра достигла 80%.
Писать можно все что угодно. На реалии жизни обстановка в 501 саду отвратительная.Антисанитария полная. В бассейн дети 5 лет мальчики и девочки ходят без плавок! Резинки для волос одни на всю группу.Состояние территории не охраняется.Гуляют все кому не лень.Заведующая хамка и лицемерка. Всегда отстаивает только свою репутацию. Состояние здоровья детей под угрозой т к помощь там КОНКРЕТНО НАМ не оказали.Небыло звонка родителям и обращение к медработнику. Ребенок пол дня находился с температурой и головной болью.На мой вопрос как так вышло мне нагло наврали подтосовав факты времени.При моей фразе разобраться серьезно заведующая сказала что такого инцендета если чего вообще небыло. Так что о какой заботе НАШИХ ДЕТЕЙ может идти речь если нагло и нахально персоонал прикрывает свою шкуру .
“Международная академия инновационных технологий здравоохранения”г.Самара разработала эффективную”Комплексную программу Дошкольного и школьного здоровья”.Формула здоровья школьника:ИЗ=ЗОЖ+ДВН+ДРН+ДНП(В)+РМВ(О);
всегда педагог может почувствовать, что учащиеся утомлены на уроке, именно в этот момент можно выполнить не более 5 упражнений. я считаю, что учителя боятся за дисциплину и это обоснованно, но умение работать с детьми и есть функции учителя.
это очень здорово , что в гимназии есть возможность иметь единицу масажиста . бассейн и т.д. и т. п.
В нашей школе просто некогда на уроке маткматики или физики провести гимнастику для глаз или осанки .Хотя когда я училась в школе , а это было 1969-1979г.г. хорошо помню как моя первая учительница прерывала урок , для того что бы размять кисти , плечи . спину , ноги.Кто знает , может поэтому в классе не было освобожденных и спец. мед. групп.
Всё это актуально!