Младенческую и детскую смертность в России, в том числе смертность от онкологических заболеваний, удалось снизить до минимума за последние полвека — до 10-15%. Такое стало возможным благодаря развитию медицинской науки, усовершенствованию скринингов и ранней диагностики заболеваний — не только у младенца, но и у плода. Об этом в четверг, 8 февраля, рассказали ученые, академики и члены-корреспонденты РАН на пресс-конференции, посвященной Дню российской науки.
«Детская и младенческая смертность — это основные показатели, которые можно использовать для сравнения в международном масштабе. Что было, к сожалению, в далекие 70-е, 80-е годы? Оба показателя у нас были несравненно более высокими, нежели во всем мире. Что сегодня? Сегодня у нас неонатальная смертность ниже, чем во всех странах Европы», — рассказал академик РАН, заслуженный врач РФ Николай Володин.
Одним из главных прорывов в медицине эксперты назвали расшифровку генома человека. После того, как было выполнено полное секвенирование генома в 2002 году, стал возможен доклинический подход к диагностике болезни, терапия на уровне редактирования генов. Иными словами, на первый план выходит не лечение, а профилактика, а медицинская наука решает задачи по предотвращению болезней еще до их клинического проявления, отмечают эксперты.
Возможность расшифровки генома полностью изменила подход к клинической медицине, пояснил академик РАН, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья Александр Румянцев.
«Раньше клиническая медицина носила описательный характер. Благодаря нашим предшественникам был разработан целый ряд диагностических систем, позволяющих ставить диагноз, сделать классификацию болезней, доступную для всех. Но каждое из заболеваний описывалось как набор симптомов, синдромов или лабораторных измерений, и на основе них строилась программа диагностики. Когда стало ясно, что в основе большинства заболеваний лежит нарушение генома, то поиск этих генов стал главной задачей медицинской работы», — пояснил он.
Как рассказал член-корреспондент РАН, вице-президент по внедрению новых медицинских технологий АО «Генериум» Дмитрий Кудлай, существуют доказательства того, что геном человека не статичен, и это — новые вызовы, но и новые возможности.
«Мы во многом носители разных мутаций, и важно, чтобы они не уходили в патологическую зону. Но есть нарушения, которые можно корректировать в обратную сторону. Это уже сегодняшний день. Клеточная терапия, генная инженерия привели к тому, что мы, например, получили лицензию на производство биомедицинских клеточных продуктов, и зарегистрировали первый из них — препарат, восстанавливающий собственными клетками пациента травмы хряща коленного сустава. Речь идет о том, что технологии, которые позволяют не доводить до необходимости протезирования, становятся доступными», — отметил эксперт.
Аутологичная трансплантация хондроцитов — зарегистрированный «Генериумом» способ лечения повреждений коленного сустава. По словам Кудлая, при обычном эндопротезировании иссекаются сосуды, нервы и другие ткани, а сам сустав меняется на искусственный. Трансплантация хондроцитов позволяет нарастить собственный хрящ.
«Посредством артроскопии забирается несколько граммов здорового хряща. Дальше эти клетки культивируются в изоляторах. Максимальная персонализация: твой же хрящ выращивают, масштабируют до таких объемов, что можно закрыть до 10 кв. см. поврежденной поверхности, это достаточно много. Затем формируются хондросферы, которые вводятся обратно в сустав примерно через шесть недель. Получаются результаты, которые безусловно радуют, ткань хряща восстанавливается», -объяснил процедуру вице-президент «Генериума».
По его словам, сейчас технологией владеют врачи шести клинических центров в разных городах страны, ведется работа по созданию нормативно-правовой базы, чтобы продукт был доступен пациентам.
Источник: iz.ru