«Встану и буду ходить»: хирурги ННИИТО провели сложную операцию пациенту, упавшему с высоты

История 58-летнего инженера-энергетика Геннадия Бельского — не только о сложном хирургическом лечении тяжелейшего повреждения позвоночника, но и о силе воле мужчины, который смог встать на ноги благодаря правильной реабилитации и вере в собственные возможности

Травма произошла вечером 4 ноября 2022 года. Как рассказывает Геннадий Павлович, из-за стечения обстоятельств он был вынужден спрыгнуть с высоты примерно 3 этажа, причём приземлился на ноги, сделал шаг — и упал. Он понял, что произошёл перелом позвоночника, так как полностью не чувствовал ног и мог только лежать. Друзья пришли на помощь и вызвали скорую — так Геннадий Бельский оказался в Чулымской ЦРБ (Новосибирская область).

Врачи сделали обследования и диагностировали позвоночно-спинномозговую травму (в грудопоясничном отделе). Далее они связались с отделением патологии позвоночника Новосибирского НИИТО им. Я.Л. Цивьяна Минздрава России, и пациента транспортировали в стационар института травматологии и ортопедии — как федерального Центра хирургии позвоночника, круглосуточно оказывающего неотложную хирургическую помощь пациентам с позвоночно-спинномозговой травмой из Новосибирской области.

«Сначала у меня был действительно страх. Лежишь на земле и понимаешь, что двигать можешь только руками, а ноги не слушаются — ни оттолкнуться, ни привстать, ничего. Темно, 9 часов вечера, ноябрь месяц. Так что да, в первый момент был испуг, какая-то обида, гамма чувств. А утром, когда я уже был в НИИТО, то был спокоен. Друзья были на связи, жена рядом, мы начали планировать, как будем выходить из этой ситуации», — вспоминает Геннадий Павлович.

Дообследования показали комбинацию тяжёлых повреждений: переломо-вывих Th12 позвонка, взрывной перелом L1 позвонка со смещением в позвоночный канал, сдавление спинного мозга и неврологический дефицит. Ситуация требовала проведения операции в ранние сроки — и хирургам удалось провести её в первые 12 часов с момента травмы.

«Травмы позвоночника, сопровождающиеся повреждением спинного мозга, достаточно опасны и сопровождаются высоким процентом летальности. Так, под данным литературы, от 40 до 70% пострадавших с травмой спинного мозга погибают ещё до попадания в стационар. В стационарах при ПСМТ, по статистике, летальность составляет 4,5-16%. До 10-12% пациентов, по данным некоторых авторов, погибает после выписки в раннем или отдалённом периоде — от развивающихся инфекционных или тромбоэмболических осложнений. Многое зависит от характера повреждений, сроков оказания высокотехнологичной помощи, оснащения, подготовки специалистов на местах и осложнений после операции.

Это мировая статистика; мировая проблема, над которой активно работают ведущие научно-исследовательские центры, включая Новосибирский НИИТО.

При такой комбинации повреждений, многокомпонентной деформации, крайней нестабильности позвоночника с утратой его опорной функции, сдавлении спинного мозга очень важно провести операцию в первые сутки после травмы. Чем быстрее мы освободим спинной мозг от сдавления, тем больше шансов на победу», — комментирует заместитель директора ННИИТО по лечебной работе, заведующий травматолого-ортопедическим отделением №1 Алексей Ластевский.

Операция проходила утром 5 ноября и длилась около 6 часов.

Хирургическая бригада выполнила декомпрессию спинного мозга и редукцию (восстановление взаимоотношений между позвоночными сегментами). Финальным этапом стала транспедикулярная фиксация — ортопеды зафиксировали позвоночник металлической конструкцией с девятью винтами, которая останется у пациента на всю жизнь.

В стационаре ННИИТО Геннадий Павлович провёл 12 дней, и практически сразу после операции он начал активно заниматься вместе со специалистами физиотерапевтического отделения — насколько позволяло состояние. Занятия продолжились и после выписки — и Геннадий Бельский достиг впечатляющих результатов. От практически полной нечувствительности в нижних конечностях пациент смог перейти к небольшим движениям, затем начал сам вставать и медленно ходить. А уже через 8 месяцев после травмы Геннадий Павлович занимался в бассейне и начал играть в футбол («в щадящем режиме»).

Как объясняет Алексей Ластевский, операция — только часть лечения таких повреждений позвоночника. Многое зависит от локализации перелома, возникновения осложнений (если они появились), тяжести повреждения и других факторов. Однако многое зависит также от мотивации самого человека, его желания и стремления восстановиться.

«Врачи, конечно, делают всё возможное, что им доступно на современном этапе развития медицины. Но если пациент не хочет вернуться в строй, не занимается, не тренируется — шансов на восстановление мало. У Геннадия Павловича потрясающая любовь к жизни, он это стал показывать нам буквально при поступлении, сказав: “Я буду ходить”. Мы этого пообещать пациенту не могли, учитывая характер и тяжесть повреждений. Но человек шёл к победе и пришёл к ней вместе со своими близкими людьми — это пример силы духа и стержня», — говорит заведующий травматолого-ортопедическим отделением №1.

Сам Геннадий Бельский подтверждает слова хирурга и надеется, что его история поможет другим пациентам, получившим похожую травму:

— Чудо есть — я очень рад, что мне попался хороший врач, и что я в 9 вечера упал, а в 9 утра уже был на операции в НИИТО. Алексей Дмитриевич взялся за меня, и большое ему человеческое спасибо за это.

Самое главное в данной ситуации — не впасть в состояние жертвы: “Какой я несчастный, я упал, как мне теперь плохо”. Это прямая дорога в никуда, дорога в кресло. Я сразу себе сказал: “Я встану”, цель себе поставил.

Источник: https://vk.com/wall-191074208_2983

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.