Депутаты, юристы, представители профсоюзов и общественных организаций выступили с инициативами по эффективной защите врачей от необоснованных претензий пациентов и прессинга правоохранителей. В том числе предлагается ввести ответственность за ложные доносы и закрепить право работающих в медицине на профессиональный риск.
Юристы предложили Верховному суду обозначить справедливые критерии квалификации ятрогенных преступлений, а также установить разумные сроки расследования уголовных дел в таких случаях. Сейчас следствие может длиться годами, и все это время врачи и их семьи живут в сильном стрессе, зачастую лишившись основного источника доходов, заявили 8 декабря участники профессиональных ассоциаций, парламентарии и медицинские юристы на «круглом столе» «Обеспечение безопасности медицинских работников в современных условиях» в Госдуме, передает корреспондент «МВ».
«Средний срок расследования большинства уголовных дел — больше года. При этом более 90% уголовных дел ежегодно прекращается на стадии предварительного расследования. До суда в среднем доходит от 170 до 250 уголовных дел в год. Цифры значительные, но я бы поостерегся делать выводы о каком-то системном преследовании медицинских работников», — заявил партнер экспертно-юридической группы «Медика-Пруф» Дмитрий Зинин.
Как считает член Совета по правам человека при Президенте РФ Ольга Демичева, более объективному расследованию ятрогенных преступлений могло бы способствовать создание при Следственном комитете экспертного совета по врачебным вопросам. «Это нужно, чтобы врач не боялся работать вне протокола для спасения жизни пациента», — пояснила она.
«Мы считаем, что необходимо закрепить право медиков на профессиональный риск», — поддержала инициативу руководитель юридической службы Национальной медицинской палаты Лилия Айдарова.
Сразу несколько участников обсуждения отмечали затянутые сроки судебно-медицинских экспертиз. Некоторые бюро МСЭ уже назначают их на 2025 год, что приводит к затягиванию сроков расследования уголовных дел о ненадлежащем качестве медицинской помощи. Из-за нехватки узких специалистов-экспертов высокого уровня в заключениях судмедэкспертиз часто допускаются ошибки, подчеркнула директор НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева Елена Голухова. «Отсюда ошибочно вынесенные как обвинительные, так и оправдательные переговоры, за которыми стоят человеческие судьбы», — подчеркнула она.
Голухова также обратила внимание на «полную безнаказанность в подаче необоснованных жалоб в различные инстанции». Иногда таким образом медицинское учреждение «заказывают» конкуренты. Доходит до того, что надзорные органы рассматривают анонимки, в то время как срок рассмотрения обращений от реальных пациентов может достигать нескольких месяцев. «Законодательно должна быть установлена ответственность за ложные доносы», — предложила она.
Нужно вводить страхование профессиональной ответственности, но это не отменяет наказания врача в случаях явных грубых ошибок, заявил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. При этом он предостерег законодателей от дальнейшего перекраивания законодательства, чтобы не нарушать баланс интересов. По его словам, если запретить пациентам жаловаться на медработников под угрозой преследования из-за ложного доноса, «маятник может качнуться в другую сторону».
Профессиональное сообщество очень беспокоит активность специальных юридических групп, «раскручивающих» дела о врачебных ошибках с целью отсудить крупные компенсации от медучреждений. У больниц нет возможностей противостоять такому целенаправленному давлению, полагает руководитель юридической службы Российского общества хирургов (РОХ) Николай Григорьев.
По статистике Следственного комитета, каждое третье заявление на врача в правоохранительные органы приводит к возбуждению уголовного дела. В 2022 году против медработников было возбуждено 1860 уголовных дел — почти по каждому третьему из 5747 обращений пациентов. Обвинения по уголовным делам были предъявлены 193 медработникам, по 19 из них (10%) вынесен оправдательный приговор.
Источник: medvestnik.ru