Нерадужные перспективы
Сегодня болезнью Альцгеймера в США страдает около 6,7 млн человек. Число обещает вырасти до 12 млн к 2050 году. В то время как нагрузка на здравоохранение из-за сердечно-сосудистых заболеваний и онкологий, к счастью, падает, из-за болезни Альцгеймера она только растет.
Человек, которому поставили такой диагноз, в среднем живет от 4 до 8 лет, но бывали случаи, когда люди проживали и по 20 лет. Это довольно долго. Как протекает жизнь такого человека и его близких?
Просто забывчивость?
Один из важнейших симптомов болезни Альцгеймера — нарушение мыслительного процесса. Человек начинает путать имена, забывать только что прочитанное, теряться в фактах своей биографии. Деменция, развившаяся из-за болезнь Альцгеймера, по симптомам несколько отличается от деменции из-за других причин.
Важнейший и, пожалуй, самый ужасающий симптом болезни Альцгеймера — потеря памяти. Он развивается не сразу, прогрессируя по ходу болезни.
На первой, ранней стадии болезни человек практически самостоятелен. В основном ему не требуется посторонняя помощь для того, чтобы жить своей привычной жизнью. Однако близкие замечают, что человек стал более забывчивый — иногда у него вылетают слова из головы. Он может помнить, что за предмет ему сейчас нужен, но никак не мочь подобрать к нему название. Выглядит нестрашно, подумаешь, с пожилыми людьми ведь такое случается! Однако уже в этот момент стоит насторожиться — ведь первой при болезни Альцгеймера страдает именно память. Родственники на этой стадии чаще всего думают, что у их близкого всего лишь небольшие возрастные изменения.
На второй, средней стадии болезни Альцгеймера проблема со здоровьем становится очевидной. Она проявляется в том, что память ухудшается и выпадают уже не отдельные фрагменты, а целые блоки. Человек может забыть, что он делал в течение последних нескольких недель, не знать, какое сейчас время года. Многокомпонентные задачи выполняются всё сложнее и сложнее — пациент перестает готовить сложные блюда, очень просто одевается, может пренебрегать гигиеной. На этой же стадии родные обычно замечают, что меняется личность человека — он становится подозрительным, иногда агрессивным. Еще одно драматичное изменение — пациент на средней стадии болезни Альцгеймера перестает узнавать своих близких и любимых людей. Этот период длится обычно дольше всего, однако состояние человека продолжает неизменно ухудшаться.
Наконец, наступает последняя, финальная стадия болезни. В этот период человек, как правило, требует постоянного ухода. Он практически не говорит, а если и пытается, то речь его обрывочна и невнятна. Больной перестает ходить и оказывается прикован к постели. Он уже совсем не узнает родных и ничего не помнит. Постепенно «забывают», как работать, и его органы — появляются проблемы с глотанием и функционированием других систем организма. Финальная стадия завершается смертью пациента «из-за сторонних причин», чаще всего из-за инфекционных заболеваний. Например, воспаления легких, мочевого пузыря или же системного сепсиса.
Как отличить на ранней стадии возрастные изменения от начала болезни? Иногда симптомы и правда схожи, но при болезни Альцгеймера в первую очередь страдает именно память.
Чтобы отличить одно от другого, следует обратить внимание на причины, по которым у больного страдают мыслительные способности.
Когда чужой мозг — потемки
Ученые выдвинули основные теории о причинах развития болезни Альцгеймера уже более десяти лет назад, однако до сих пор идут споры о том, что же вносит больший вклад в этот процесс. Важно помнить, что все процессы в мозгу взаимосвязаны, и, возможно, истина в том, что у заболевшего «поломки» сразу в нескольких местах.
Амилоиды
При вскрытии и анализе мозга больных Альцгеймером ученые обнаружили необычные бляшки. Оказалось, что они образуются из-за накопления в головном мозге амилоида-β (Aβ).
Амилоид может накапливаться в мозге по нескольким причинам: из-за того, что нейроны стали больше его производить, ферменты — хуже расщеплять или же из-за изменений в процессе его транспортировки в мозг.
Чем же опасны амилоиды? Их излишняя концентрация в мозгу ведет к плачевным последствиям:
- деформируются нейроны, нарушается их работа;
- нейроны начинают хуже передавать друг другу сигналы;
- иммунные клетки, окружающие нейроны, выделяют токсичные вещества за счет взаимодействия с амилоидами.
Этого уже достаточно, чтобы значительно снизить память и другие когнитивные способности заболевшего человека.
Тaу-белок
Похож на образование амилоидов и еще один патологический процесс у пациентов с болезнью Альцгеймера. Белки тау и α-синуклеин тоже способны к самосборке. Они могут образовывать более крупные внутринейронные агрегаты, вытесняя жизненно важные внутриклеточные органеллы.
Если амилоиды разбросаны по всему мозгу, то скопление тaу начинается с лобной доли и только потом переходит в другие области. По мере того как тaу поражает мозг, проявляются соответствующие когнитивные нарушения.
Сосудистые нарушения
Возникающие в ходе болезни сосудистые аномалии нарушают снабжение мозга питательными веществами и удаление токсичных отходов. Из-за этого развиваются микроинфаркты, активируются клетки местного иммунитета и начинается воспаление.
Нельзя сказать, что сосудистые изменения сами по себе ведут к развитию болезни Альцгеймера, однако они вносят серьезный вклад в этот процесс. Они могут развиваться как самостоятельно, так и из-за образования амилоидов и агрегатов тау-белка.
Аполипопротеин
Особое внимание стоит обратить на белок-носитель липидов аполипопротеин ApоЕ4. Если у человека в геноме закодирована его вариация Е4, то шансы заболеть Альцгеймеровм у него значительно возрастают.
Эта форма белка увеличивает продукцию амилоида и ослабляет процесс его удаления из мозга. Кроме того, в стрессовых нейронах апоЕ4 расщепляется на нейротоксические фрагменты, которые нарушают работу клеток мозга.
Существуют и другие наследственные факторы, однако чаще всего при разговоре о генетической предрасположенности к болезни Альцгеймера речь идет именно о форме Е4 аполипопротеина. Многие генетические лаборатории даже предлагают проверить, есть ли у вас этот белок, и узнать свои риски.
Лучше раньше, чем позже?
Возникает ощущение, что лучше просто жить спокойно и не проверяться. Но, конечно, это не так. Чем больше знаешь, тем лучше вооружен — около 40% всех случаев деменции можно отсрочить, если знать о факторах риска. Что же можно сделать, чтобы повысить свою осведомленность? И как происходит диагностика?
В зоне риска
Помимо наследственности с болезнью Альцгеймера связано еще несколько факторов риска:
- Склонность к заболеваниям сердца. Несмотря на то что прямой связи между деменцией и сердечно-сосудистыми заболеваниями ученые пока не нашли, считается, что, снизив воздействие вредоносных факторов на сердце и сосуды, вы снижаете вред и для мозга. Это имеет под собой биологическую основу, ведь в развитии болезни Альцгеймера играют роль сосудистые аномалии.
- Социальный и образовательный уровни. Чем выше у человека социальный и образовательный статус, тем меньше у него шансов заболеть. Почему именно — ученые пока что не знают. Однако есть теория, что высокий уровень образования дает человеку так называемый когнитивный запас: его мозг более пластичен и способен дольше нормально функционировать, даже если некоторые нейроны повреждены.
- Травмы головы. Наличие в анамнезе даже слабой травмы головы повышает риск заболеть примерно в два раза по сравнению с теми, у кого такой травмы нет.
Один раз увидеть
Итак, что же делать, если есть подозрение на болезнь Альцгеймера?
Золотого стандарта диагностики, к сожалению, пока что нет. Как и какого-то единого теста для определения болезни. Врачи используют целый комплекс процедур, и даже после этого не всегда удается верно поставить диагноз.
- Во-первых, учитывают жалобы пациента и его семейную историю. Если у человека родители страдали Альцгеймером, его шансы на такой же диагноз повышаются.
- Во-вторых, проводят стандартное неврологическое обследование и множество тестов на оценку когнитивных функций и общего психического состояния.
- На данный момент врачи начинают внедрять исследования цереброспинальной жидкости на амилоид-β и тау-белок. Но здесь ситуация пока что не простая — клинические испытания по определению их нормального и патологического уровня еще в процессе.
- Наконец, используют визуализационные методики, такие как МРТ и КТ. Более продвинутые протоколы предлагают визуализировать амилоид-β, тау-белок и общее потребление мозгом глюкозы с помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии).
Пока что диагностика болезни Альцгеймера — целый комплекс непростых мероприятий. Но будущее близко. Американские ученые подошли к тому, чтобы определять, здоров ли человек, по его речи: в их успешном клиническом исследовании искусственный интеллект подтверждал диагноз на основе двухминутного описания пациентом художественной картины. Метод многообещающий, однако требуется еще не один раунд испытаний, чтобы доказать его эффективность.
Есть ли свет в конце тоннеля?
Классическая терапия
Сейчас клиницисты предлагают пациентам с болезнью Альцгеймера только симптоматическое лечение. Эти препараты принимаются перорально и призваны затормозить уже начавшиеся дегенеративные процессы в мозгу больного.
Лекарства можно поделить на две группы:
- ингибиторы ацетилхолинэстеразы — продлевают действие нейромедиатора ацетилхолина на нейроны. Ацетилхолин участвует в познавательной деятельности, восполнение его недостатка помогает замедлить развитие когнитивных проблем. К этим препаратам относят галантамин и ривастигмин;
- блокаторы глутаматных рецепторов — модулируют передачу сигналов между отделами мозга, нацелены (как и другие препараты) на поддержание еще оставшихся функций мозга. К ним относятся мемантин и допенезил.
Хотя эти препараты применяют лишь для облегчения симптомов, они помогают и пациенту, и тем, кто о нем заботится, жить более полноценной жизнью. Действуют они, правда, до поры до времени. При более тяжелых стадиях деменции они либо теряют эффективность, либо даже оказываются вредны из-за неприятных побочных эффектов.
Новейшие клинические исследования
Надо отдать ученым должное — работа над лекарством от болезни Альцгеймером кипит. Ниже на рисунке каждая точка — это какой-либо препарат, который сегодня находится на одной из стадий клинических испытаний.
Конечно, не все из них перейдут в финальную, четвертую фазу, однако их количество всё равно впечатляет.
Исследователи стараются атаковать болезнь со всех сторон — новые препараты имеют очень широкий спектр действия. Одни нацелены на ликвидацию тау-белка и амилоида, другие — на снижение общего уровня воспаления и окислительного стресса, третьи должны поддерживать синаптическую пластичность нейронов (проще говоря, нейропротекторов).
Механизм действия препаратов тоже разнообразен. Только против одного тау-белка сейчас исследуется семь моноклональных антител, одна вакцина, один РНК-препарат и четыре малые молекулы. Судя по количеству веществ, находящихся на испытаниях, ученые делают ставку в основном на антитела.
Адуканумаб — первое одобренное в США антитело для терапии болезни Альцгеймера. Его действие направлено строго против амилоидных бляшек и не затрагивает другие клетки и структуры мозга. Именно в этом заключается преимущество моноклональных антител — они действуют очень избирательно и избавляют пациентов от мучительных побочных эффектов, которыми обладают многие другие препараты.
На третьей фазе клинических испытаний находится метформин, улучшающий метаболизм глюкозы, эсциталопрам, действующий на серотониновые рецепторы, и кофеин в качестве улучшающего когнитивные функции вещества.
В 2021 году в клинических испытаниях участвовало 143 препарата. Часто в научно-популярных изданиях мелькают кликбейтные новости «Найдено лекарство от болезни Альцгеймера!», «Одобрена новая вакцина против деменции!». Однако, как ни велико чисто потенциальных волшебных таблеток, действительно эффективного препарата еще пока нет.
Будем надеяться, что хотя бы одно из исследуемых лекарств окажется работающим. И болезнь Альцгеймера, чума XXI века, наконец-то ослабит свою хватку.
Автор: Светлана Бозрова
Ссылка на оригинал: knife.media