С начала лета в приёмное отделение Новосибирского НИИТО им. Я.Л. Цивьяна поступили 7 пациентов, получивших травмы во время отдыха. Все поступившие — мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, нырявшие вниз головой в различные бассейны и водоёмы в Новосибирске и области. Шесть из них получили повреждения позвоночника, не требующие операции, они проходят консервативное лечение амбулаторно.
Один из пациентов получил осложнённую позвоночно-спинномозговую травму при нырянии в бассейн — почувствовав слабость в руках и ногах, не смог самостоятельно выбраться и позвал окружающих на помощь. Тем же вечером бригада «скорой» доставила пациента в НИИ травматологии и ортопедии, где в оптимальные сроки ему была выполнена операция, направленная на декомпрессию спинного мозга и стабилизацию шейных позвонков.
«Последствия ныряния вниз головой могут быть катастрофическими для человека. Помимо ушибов, и черепно-мозговой травмы самым грозным из них является осложнённая травма шейного отдела позвоночника, так называемая ПСМТ (позвоночно-спинномозговая травма).
Всё зависит от того, какую травму получил пациент. Если это неосложнённый перелом позвоночника, последствия могут быть минимальными при своевременном лечении. Что касается осложнённых пациентов, последствия зависят от степени повреждения спинного мозга, своевременности оперативного лечения и дальнейшей реабилитации», — отмечает нейрохирург отделения патологии позвоночника Кирилл Аникин.
Благодаря современным возможностям медицинской науки (своевременная адекватная диагностика, доступность высокотехнологичной медицинской помощи, технологии интенсивной терапии и реанимации) выживаемость пациентов в раннем послеоперационном периоде стремится к 100%.
Врачи института располагают всеми актуальными методиками лечения данной травмы: хирургическими, реанимационными и реабилитационными (на первом этапе).
Как отмечает эксперт, чаще всего «травма ныряльщика» при высоком уровне повреждения шейного отдела позвоночника смертельна сама по себе. При несвоевременно выполненной декомпрессивно-стабилизирующей операции (то есть направленной на устранение сдавления спинного мозга) летальность многократно возрастает.
В Новосибирске, согласно системе маршрутизации, все пациенты с ПСМТ транспортируются в ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна, который является Центром хирургии позвоночника Минздрава России. Благодаря этому специалистам удаётся максимально быстро оказать весь необходимый объём высокотехнологичной медицинской помощи.
Необходимо помнить, что поскольку ПСМТ сопровождается утратой многих функций организма (двигательных, чувствительных и т.д.), человек нуждается в уходе — в первое время либо на постоянной основе, в зависимости от степени повреждения спинного мозга. С учётом механизма травмы при нырянии, спинной мозг получает настолько сильное повреждение, что восстановление не всегда возможно. А если возможно, то оно всё равно будет лишь частичным в большинстве случаев.
Пациенты, получившие такую травму, находятся под постоянным наблюдением команды специалистов (травматологов-ортопедов, неврологов, реабилитологов и т.д.) минимум год.
По статистике, чаще всего такую травму получают молодые мужчины (17-45 лет) в состоянии алкогольного опьянения, находящиеся в компании. В таком состоянии человеку становится «море по колено», и осторожность, и инстинкт самосохранения выключаются.
Важно помнить, что вода создаёт только иллюзию безопасности — далеко не всегда можно увидеть камни и опасные предметы на дне. Способов безопасно прыгнуть вниз головой в непроверенный водоём не существует. Лучшее решение — не нырять вообще или использовать менее опасный способ — вниз ногами «бомбочкой». Вероятность получить травму конечности при таком прыжке существует, однако последствия и реабилитация легче и проще.
В среднем в отделение патологии позвоночника ежегодно поступает до 20 человек с «травмой ныряльщика». При кажущейся единичности случаев травма имеет колоссальное значение для пациента и его близких. Если ПСМТ случится, то последствия человек пронесёт, скорее всего, через всю жизнь.
по информации пресс-службы ФГБУ “Новосибирский НИИТО им. Я.Л. Цивьяна” Минздрава России