23 сентября 2022 года,
г. Новосибирск.
Рассмотрев материалы, представленные в выступлениях председателя НОАВ Дорофеева С.Б., докладчиков и гостей конференции, а также результаты работы «круглых столов», делегаты конференции выделили ряд негативных моментов, на решении которых необходимо объединить свои усилия всему медицинскому сообществу:
- Несмотря на предпринимаемые со стороны региональных общественных профессиональных врачебных организаций, наблюдается недостаточная мотивация для врачей к добровольному вступлению в эти объединения;
- По-прежнему сохраняется низкая укомплектованность отрасли медицинскими кадрами;
- Система обязательного медицинского страхования за время своего развития накопила значительное количество бюрократических ограничений и в настоящее время нередко становится тормозом для нормальной работы медицинских организаций;
- Стремительно продолжает развиваться потребительский экстремизм со стороны пациентов. Этому, в значительной мере, способствует рассмотрение судебных споров с позиций понятия «медицинская услуга»;
- На фоне роста насильственных действий в отношении медицинских сотрудников увеличивается количество уголовных дел в отношении самих медиков;
- На фоне дисбаланса, обусловленного, с одной стороны, обязательностью исполнения клинических рекомендаций, с другой стороны – невозможностью их применения на практике (особенно в отдаленных районах), возникают серьезные проблемы, также имеющие отдаленные правовые последствия для медицинских работников;
- Непрерывное медицинское образование (НМО) и аккредитация медицинской деятельности, проводимые совместно органами управления отраслью, обучающими организациями и профессиональными общественными организациями, нуждаются в дальнейшем развитии и усовершенствовании.
Конференция решила
- Работу правления и председателя НОАВ за отчетный период принять к сведению и признать удовлетворительной.
- Всецело поддерживать деятельность Национальной медицинской Палаты, направленную на:
2.1.Организацию и обеспечение совершенствования врачами профессиональных знаний и навыков.
2.2. Усиление практических мер в отношении защиты прав и достоинства врачей при исполнении ими служебных обязанностей.
2.3. Совершенствование процедур аккредитации и аттестации врачей, разработки и внедрения профессиональных стандартов, системы непрерывного последипломного медицинского образования.
2.4. Разработку и внедрение в повседневную врачебную практику клинических рекомендаций.
2.5. Страхование профессиональной ответственности врачей при оказании ими медицинской помощи гражданам.
2.6. Досудебное урегулирование споров, включая проведение независимой медицинской экспертизы.
2.7. Решение кадровой проблемы в здравоохранении, в том числе сокращения и упорядочения отчетов и мониторингов, пересмотра норм нагрузки на врачей, мер социальной поддержки медицинских работников.
2.8. Организацию деятельности по независимой оценке качества медицинской помощи;
2.9. Популяризацию деятельности общественных медицинских профессиональных сообществ и объединений, привлечение врачей в их ряды;
2.10. Совершенствование системы ОМС, направленное на удовлетворение требований как пациентов, так и врачебного сообщества, увеличение финансирования здравоохранения.
- Предложить:
3.1. Исполнительной дирекции НМП обратиться с предложениями в Государственную Думу РФ, министерство здравоохранения РФ, федеральный Фонд ОМС рассмотреть возможность законодательного решения нормативного регулирования вопросов, регулирующих:
3.1.1. Обязательное распределение выпускников медицинских вузов, обучавшихся на бюджетной форме обучения с обязательной отработкой в медицинской организации в течение установленного срока, с предоставлением подъемных денежных средств 1 млн. рублей, комфортного жилья либо оплатой съемного жилья нуждающимся до получения постоянного жилья (выпускник медицинского ВУЗа получает при этом первое рабочее место, а медицинская организация – работника);
3.1.2. Создание возможности для организации обучения студентов в медицинских ВУЗах за счет системы доступных образовательных кредитов на обучение на льготной основе, с последующим его погашением за счет работодателя по истечении 5-летнего срока отработки. Система образовательных кредитов должна способствовать повышению ответственности выпускника за обучение по выбранной профессии;
3.1.3. Формирование предложений для увеличения базового оклада врачей, единого на территории всей Российской Федерации;
3.1.4. Увеличение финансирования Программы «сельский врач»;
3.1.5. Восстановление обучения в субординатуре на 6-м курсе медицинских вузов для подготовки выпускников по основным специальностям (терапия, хирургия, акушерство и гинекология и др.);
3.1.6. Восстановление обучения в одногодичной клинической интернатуре для постдипломной подготовки врачей по основным специальностям (терапия, хирургия, акушерство и гинекология и др.), с правом работы лечащим врачом по завершении обучения, а также дальнейшего обучения на последующих этапах постдипломной подготовки (клиническая ординатура, аспирантура);
3.1.7. Сохранение прежнего порядка двухгодичного обучения в клинической ординатуре (ввиду нецелесообразности затягивания процесса подготовки специалистов на 3-5 лет);
3.1.8. Выплаты ординаторам во время обучения в клинической ординатуре стипендии, эквивалентной зарплате врача – молодого специалиста;
3.1.9. Разрешение клиническим ординаторам 2-го года обучения работать в качестве врачей- стажёров в медицинской организации;
3.1.10. Возрождение института наставничества из числа опытных врачей для молодых специалистов, с предоставлением врачам-наставникам надбавки к заработной плате за наставничество;
3.1.12. Разрешение внесения преподавателей клинических дисциплин медицинских вузов в Федеральный реестр медицинских работников с целью предоставления им возможности для работы в качестве лечащих врачей (консультантов) в медицинской организации;
3.1.13. Закрепление возможности для студентов и обучающихся на постдипломных этапах обучения медицинских вузов для присутствия их на обходах, клинических разборах, хирургических операциях, патологоанатомических конференциях и иных мероприятиях, проводимых на клинических базах учебных заведений;
3.1.14. Закрепление для всех врачей либо обязательного членства в общественных врачебных ассоциациях (объединениях), либо предоставление преференций для членов таких объединений (при прохождении процедур аттестации, аккредитации, участии в конкурсе «Врач года», решении вопросов о награждении и поощрении врачей, страховании профессиональной ответственности и т.д.);
3.1.15. Внесение изменений в законодательные акты и подзаконные акты (федеральный Закон № 326-ФЗ от 29.11.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 06.12.2021г.), приказ МЗ РФ № 231 от 19.03.2021г. «Об утверждении порядка проведения конкурса объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также её финансовое обеспечение» с целью ограничения поводов для экспертизы только летальными исходами, обращениями и жалобами граждан, наложениями разных видов медицинской помощи;
3.1.16. Изменение методики формирования тарифов для введения в расчет КСГ и МЭС обязательного коэффициента рентабельности до 10% с целью осуществления расходов на развитие медицинских организаций (приобретение оборудования стоимостью более чем 100 тыс. рублей, развитие и внедрение в повседневную практику новых технологий, стажировки и т.д.), а также выплаты штрафов медицинским страховыми организациям;
3.1.17. С учетом внедрения информатизации пересмотр нормативов времени на прием врачей в амбулаторно-поликлиническом звене путем проведения нормирования, а также осуществление разукрупнения участков ;
3.1.18. Снятие ограничений на приобретение медицинскими организациями оборудования на средства ОМС суммой 100 тыс. рублей;
3.1.19. «Дофинансирование» до необходимого объема нерентабельных медицинских организаций, которые невозможно реорганизовать путем закрытия или присоединения к другим медицинским организациям, не за счет ОМС, а за счет региональных бюджетов;
3.1.20. Внесение обязательности прохождения врачами курса по медицинскому праву в системе непрерывного медицинского образования;
3.1.21. Обязательное очное обучение по программам постдипломной подготовки в учебных заведениях с наличием симуляционного центра перед проведением процедуры аккредитации;
3.1.22. Проведение процедуры периодической аккредитации для врачей, имеющих непрерывный стаж работы по специальности более 25 лет, проводить автоматически;
3.1.23. Проведение периодической аккредитации без прохождения первичной для специалистов с высшим немедицинским образованием (биологи в лабораториях и пр.);
3.1.24. Упорядочение системы оплаты деятельности аккредитационных комиссий;
3.1.25. Проведение анализа возможностей медицинских организаций в целом по стране по выполнению клинических рекомендаций перед их утверждением и внедрением в повседневную практику (наличие оборудования, кадров, кратность выполнения исследований);
3.1.26. Обеспечение автоматизированного использования клинических рекомендаций через медицинские информационные системы, используемые в регионах;
3.1.27. Разработку единые для всех регионов чек-листов по контролю выполнения каждой клинической рекомендации.
3.2. Губернатору и Правительству Новосибирской области:
3.2.1. Продолжить работу по улучшению условий труда врачей на рабочем месте, предусмотрев проектирование и строительство новых медицинских организаций как в районах интенсивной жилой застройки, так и в местах размещения медицинских организаций в ветхих зданиях, на 1-х этажах жилых домов;
3.2.2. Запланировать в бюджете Новосибирской области на 2023 год бюджетные ассигнования в размере 20-25 млн. руб., необходимые для страхования профессионального риска врачей, работающих в государственных медицинских организациях области;
3.2.3. Разработать областные программы (или расширить действующие) по:
- социально-экономической мотивации граждан, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья;
- усилению мер социальной поддержки медицинских работников, в том, числе:
- предоставлению служебного жилья либо оплаты съёмного жилья нуждающимся на весь срок работы до предоставления постоянного жилья;
- предоставлению жилья по льготному ипотечному кредитованию (врач оплачивает сумму кредита, а проценты по кредиту оплачивает медицинская организация;
- предоставлению мест для детей врачей в детском саду вне очереди;
- предоставлению дополнительных «подъёмных» денежных средств (для работающих в сельской местности);
- предоставлению служебного жилья с последующей передачей в собственность по истечении установленного срока отработки (для работающих в сельской местности).
3.3. Министерству здравоохранения Новосибирской области:
3.3.1. Осуществлять деятельность по управлению здравоохранением НСО с учетом действующего Соглашения о сотрудничестве с НОАВ и в соответствии с нормативными документами об обеспечении реализации полномочий медицинских профессиональных организаций в осуществлении отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан и законодательном закреплении перехода от государственной к государственно-общественной модели управления профессиональной врачебной деятельностью;
3.3.2. Продолжить работу по информатизации здравоохранения НСО, при этом создать при МЗ НСО рабочую группу с обязательным участием практикующих врачей и представителей НОАВ с целью выявления основных проблем информатизации отрасли и выработки путей их решения. Разработать и внести в Подпрограмму 9 «Развитие информатизации в здравоохранении» Государственной Программы «Развитие здравоохранения НСО» (в редакции, введенной Постановлением правительства области от 15.12.2020 г. № 515-п) показатели, позволяющие оценивать удовлетворенность медицинских работников, с одной стороны, и пациентов – с другой, процессами информатизации отрасли в НСО;
3.3.3. Предпринять шаги по расширению объёма мер социальной поддержки, направленного на привлечение медицинских работников в отрасль для решения кадровой проблемы, для чего разработать внести в Подпрограмму «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» Государственной Программы «Развитие здравоохранения НСО» (в редакции, введенной Постановлением правительства области от 15.12.2020 г. № 515-п) положения, касающиеся:
- обеспечения медицинских работников жильем, в том числе, служебным, по социальному и льготному коммерческому найму;
- предоставления земельных участков и выделения льготных займов на строительство жилья;
- внеочередного устройства детей медицинских работников в детские дошкольные учреждения;
- финансирования оздоровительных мероприятий для медицинских работников (выделения путевок в санаторно- курортные и оздоровительные учреждения, внеочередного предоставления квот на высокотехнологичную и специализированную медицинскую помощь, компенсации затрат на медикаменты, компенсации оздоровительных занятий в спортивных сооружениях и пр.);
- обеспечения медицинских работников в сельской местности служебным транспортом для оказания своевременной и доступной медицинской помощи;
- льготного приема детей медицинских работников в профильные ВУЗы и СУЗы;
- установления надбавок к пенсии медицинским работникам, отработавшим более 20 лет в сельской местности, на участке и т.д;
3.3.4. Проанализировать потребности медицинских организаций первичного звена в автотранспорте и по итогам анализа предпринять меры по увеличению выделения машин с учетом увеличения надомной работы (обслуживание пациентов с вирусными инфекциями, профилактические осмотры и диспансеризация, вакцинация и т.д.);
3.3.5. Предпринять самые решительные и неотложные меры для сокращения «бумажной работы» у врачей первичного звена, прекратить порочную практику сбора различных отчетов путем внесения многократно дублирующейся информации через Веб-своды, особенно в выходные и праздничные дни. С этой целью расширить функциональные возможности действующих медицинских систем и организовать процесс получения необходимой информации автоматически;
3.3.6. Проанализировать проблемы плановой госпитализации через МИС БАРС (как для взрослых, так и для детей и подростков) и предпринять шаги для ее обеспечения в соответствии со сроками, определенными территориальной Программой госгарантий;
3.3.7. Предпринять все возможные шаги для изменения системы льготного лекарственного обеспечения пациентов путем решения вопроса с целевым финансированием закупа «льготных» препаратов для больных эндокринологического, онкологического и пульмонологического профилей в амбулаторно – поликлинической практике;
3.3.8. Продолжить работу по развертыванию сети Центров амбулаторной онкологической помощи на территории НСО, шире анализировать опыт работы и популяризировать их деятельность.
3.4. Министерству здравоохранения Новосибирской области совместно с ассоциацией врачей НСО, Новосибирским государственным медицинским университетом:
3.4.1. Подготовить и осуществить программу мероприятий по повышению престижа профессии врача в общественном мнении.
3.4.2. Продолжить успешную практику профориентационной работы среди школьников старших классов;
3.4.3. Продумать и реализовать программу мероприятий по профориентации студентов НГМУ по дальнейшему постдипломному обучению по наиболее востребованным специальностям.
3.4.4. Совместно в рамках дальнейшего развития концепции саморегулирования продолжить работу по:
- созданию системы аккредитации образовательных мероприятий (конференций, семинаров и пр.) в НСО;
- проведению аккредитации врачей;
- по совершенствованию и развитию различных направлений работы Дома медицинского работника, в том числе с привлечением руководителей различных служб медицинских организаций, МЗ НСО, НГМУ, ТФОМС.
3.4.5. Продолжить свою деятельность:
- по организации и обеспечению совершенствования врачами профессиональных знаний и навыков;
- по страхованию риска врачей при оказании ими медицинской помощи гражданам;
- по согласованию нормативов объемов медицинской помощи и их анализу в рамках Территориальной программы госгарантий, выработке предложений по оптимизации расходов системы ОМС и исключению из нее не страховых расходов ;
- по популяризации врачебной профессии и поднятию имиджа медицинского работника путем проведения культурно-массовых мероприятий, конкурсов профессионального мастерства, работы со средствами массовой информации и в «медицинских» киосках школ;
- по досудебному урегулированию споров с пациентами, развитию на территории НСО независимой медицинской экспертизы;
- по расширению мер социальной поддержки медицинских работников;
- по решению вопроса о законодательном закреплении обязательного членства медицинских работников в общественных профессиональных организациях, используя, в том числе, опыт профессиональных медицинских сообществ стран с наиболее развитыми системами здравоохранения;
- по мониторингу развития информатизации отрасли, выявлению недостатков в действующем программном обеспечении и доведении предложений по усовершенствованию медицинских информационных систем до органов управления здравоохранением
- в составе Национальной медицинской Палаты и Народного фронта.
3.5. Правлению НОАВ, всем членам и первичным организациям НОАВ:
3.5.1.Усилить работу по внесению предложений в проекты нормативных правовых актов и анализу действующих нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья, касающихся профессиональной деятельности врача.
3.5.2. Продолжить работу по консолидации в Новосибирской области медицинского сообщества, привлечению в него новых членов.
3.6. Секретарям первичных организаций НОАВ:
3.6.1. Принимать все необходимые меры для своевременной уплаты членских взносов.
3.6.2. Активнее привлекать врачей к вступлению в члены НОАВ путем пропаганды деятельности ассоциации.
3.6.3. Довести до всех членов НОАВ информацию о решениях данной конференции.
4. Очередную отчетную конференцию НОАВ провести в 2023 году.