Внесение поправок в Федеральный закон №323 от 21.10.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подразумевающих правовую защиту медицинских работников от юридических последствий врачебных ошибок, обсуждается уже более 10 лет. Все предложения узаконить термин «врачебная ошибка», ввести обязательное страхование профессиональной ответственности докторов и поправки в УК РФ в отношении врачебных ошибок так и не были легализованы. В 2022 году Национальная медицинская палата подготовила очередной пул поправок в статью 72 № 323-ФЗ о праве медиков выходить за рамки стандартов медицинской помощи в ситуациях «крайней необходимости» и «обоснованного риска», который будет рассмотрен Госдумой на заседаниях осенней сессии. Однако, по мнению Татьяны Петровой, подполковника юстиции, следователя по особо важным делам отдела по расследованию ятрогенных преступлений Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации и старшего преподавателя кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, поправки не возымеют должного эффекта.
Такое мнение обусловлено, в первую очередь, проблемами с трактованием узаконенных понятий «обоснованный риск» и «крайняя необходимость», а также сложностями с их применением на практике. Например, они могут быть использованы при оценке обоснованности действий медицинских работников при оказании помощи — не правильности действия врачей, а именно необходимости подобных действий. Это уже свидетельствует о том, что врач рискует попасть под уголовную ответственность, несмотря на то что действовал в целях спасения жизни пациента. Также эксперты указывают на сложность применения этих понятий на практике, которая будет заключаться в беспристрастности и экспертности оценки действий медика.
Также стоит учесть, что выяснение всех подробностей действий медицинских работников в любом случае будет проходить в рамках расследования уголовного дела, весь срок которого врач будет находиться под давлением потенциального уголовного преследования. Это негативно отразится на его эмоциональном состоянии и репутации.
Также при согласовании поправок в статью 72 № 323-ФЗ могут возникнуть технические трудности: изменения в отраслевом законодательстве в сфере здравоохранения никак не повлияют на содержание и действие норм УК РФ, которым руководствуются при уголовно-правовой оценке действий медицинских работников при совершении профессиональных преступлений. Для этого соответствующие изменения должны быть внесены не только в 323-ФЗ, но и в Уголовный Кодекс.
Таким образом, врачам необходимо самостоятельно позаботиться о своих компетенциях в вопросах юридической защиты собственных действий. В этих целях Академией постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России разработан специальный курс для руководителей медицинских организаций, врачей и юристов «Правовые аспекты работы врача и медицинской организации», в рамках которого подробно разбираются кейсы и случаи из медицинской практики.
«За последние два года большинство уголовных дел в отношении врачей было возбуждено по статьям 109, 118, 293 — дефекты оказания медицинской помощи, халатность. По этим статьям в 2021 году заведено более 109 дел, в целом в прошлом году в Следственный комитет России (СКР) поступило 6248 заявлений от пациентов о ятрогенных преступлениях, принято 2095 решений о возбуждении уголовных дел, — отмечает Татьяна Петрова, старший преподаватель кафедры инновационного медицинского менеджмента и общественного здравоохранения Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России. — Несмотря на то, что медиков в России оправдывают в 38 раз чаще других подсудимых, врачи несут значительный моральный и репутационный ущерб. Поэтому врач должен знать, как необходимо действовать в спорных ситуациях, и уметь защитить себя».
Источник: remedium.ru