Третье воскресенье июня в России — День медицинского работника. По случаю профессионального праздника «Известия» пообщались с директором Научно-исследовательского центра (НИЦ) офтальмологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, академиком РАН Христо Тахчиди и узнали, почему болезни глаза «постарели», как ковид влияет на зрение и каким в идеале должен быть человек, работающий в здравоохранении.
«Нарисовать свою самую красивую картину»
— Сегодня отечественная медицина столкнулась с ощутимой нехваткой кадров, особенно среди узких специалистов. Почему это происходит?
— Если говорить об узких специалистах, то их всегда не хватало. А почему не хватало? Потому что их значение ниже. Значимыми и в то же время престижными считались и считаются те, которые лучше финансируются, — они более значимы по количеству больных, по важности, по уровню смертности и так далее. Как правило, это не узкие специальности — это направления, связанные с патологией сердечно-сосудистой системы, онкологическими заболеваниями и другими. То есть всегда были определенные приоритеты, которые и ориентируют молодежь, которая приходит на обучение во врачебную среду.
— Как привлекать новые кадры в медицину и при этом оставлять их в профессии?
— Это дело общества и государства. Надо делать так, чтобы это было престижно, чтобы это ценилось, чтобы это достойно оплачивалось. Если мы хотим видеть в этой области талантливую молодежь, надо создавать вектора, которые бы позволяли прийти в медицину лучшим.
Ведь по сути нет ничего ценней здоровья в этом мире. Поэтому для того, чтобы вы могли доверить свое здоровье врачу, он должен быть лучшим. У него должны быть лучшие человеческие качества. У него должен быть развитый интеллект. И это должны быть люди, которые обладают огромным потенциалом для творчества. Медицина — это творческий процесс. У нас нет стандартного пациента. Все пациенты нестандартны. Все мы люди, но наша внешность и наш организм имеют индивидуальные особенности, мы отличаемся друг от друга. Поэтому наш объект деятельности — он не стандартизирован. Соответственно, врач должен быть творческим человеком. Это художник, который должен каждый раз стремиться нарисовать самую красивую картину в своей биографии.
— На ваш взгляд, отличается ли нынешняя молодежь от предыдущих поколений?
— Так получилось, что я всю почти жизнь работаю с молодежью — сейчас в прямой образовательной деятельности, но был большой период, когда в клиники, которые я возглавлял, приходили молодые доктора, с которыми приходилось заниматься обучением. Врач становится врачом в клинической школе, а не в медицинском институте — там только знакомится с профессией. А уже приходя в коллектив какой-то клиники, он осваивает клиническое искусство и постепенно становится врачом. И это обучение практически ведут его коллеги-врачи этой клиники, имеющие разный стаж работы и уровень квалификации. Если они этим заниматься не будут, прервется нить пополнения коллектива следующим поколением специалистов.
В приходящей молодежи во все времена всегда имеется группа талантливых ребят, есть группа обычных ребят, и есть группа, скажем, менее способных.
Люди нового поколения всегда отличаются от предыдущего. Когда молодой выпускник вуза приходит в практическую медицину, ему понятнее молодые доктора с двумя-тремя годами стажа работы — они ближе к нему по уровню знаний и умений и разговаривают с ним на одном языке.
Постепенно растет опыт, он осваивает этот уровень врачевания и переходит учиться у коллег с большим стажем, а потом с еще большим и так далее. Так это и происходит до достижения своего максимума, зависящего от заложенных способностей и усердия. Если доктор остановился на середине, значит, он знает, что дорос только до середины. И если ему попадает больной, который сложнее, чем эта середина, это не его больной, его надо посылать к коллеге, который выше тебя по уровню своей готовности в оказании врачебной помощи. Это и называется клинической школой, когда каждый врач, пройдя ее, должен знать свое место в системе оказания врачебной помощи.
«За положение и уважительное отношение в обществе»
— Какие направления медицины нам сейчас стоит особенно развивать и почему?
— Давайте зададим этот вопрос вам как пациенту. Вот у вас любая болячка в любом месте, она для вас самая главная, правда?
— Да.
— Вот и ответ. Развивать надо всё и вкладывать во всё. Ну а дальше начинается уже вопрос, связанный с задачами здравоохранения. Что мы хотим? Если мы хотим увеличить продолжительность жизни, значит, нужно проследить, от чего умирают люди. Преимущественно от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии и т.д. Значит, надо вкладывать сюда. Это вопросы общества и государства. Если в государстве мало денег, важнее, наверное, все-таки продолжительность жизни. Если достаточное количество денег, тогда надо подтягивать и всё остальное. Нужна гармония.
— Недавно система здравоохранения в связи с пандемией пережила огромную нагрузку. Как она справилась, на ваш взгляд?
— Это был сложный момент для всего человечества. Все испытали сумасшедшее напряжение, с которым раньше никто никогда не сталкивался. Ни одна страна, ни одна система. И я должен сказать по прошествии времени, что наша система справилась неплохо. У нас не было панического состояния так, как в Италии, например. Были у нас проблемы или нет? Конечно, были. Не хватало и дыхательных приборов, и лекарств, и не знали, чем и как лечить, и так далее. Но все эти проблемы были связаны с тем, что болезнь была совершенно новая и человечеству неизвестная. Достаточно быстро сработала наука с созданием вакцины. Когда ты имеешь дело с новой болезнью, издержки неизбежны. На сегодняшний день, на мой взгляд, это всё уже довольно управляемо и рационально расставлено.