VI Съезд Российского общества патологоанатомов должен был пройти еще в прошлом году, но из-за пандемии COVID-19 промежуток между предыдущим и нынешним съездами составил пять лет. И коронавирус стал одной из главных тем, которые обсуждают специалисты в эти дни на площадке Новосибирского государственного медицинского университета.
«Два года пандемии были очень тяжелыми, в том числе и для вашей службы, – отметила, приветствуя делегатов, заместитель министра здравоохранения Новосибирской области Елена Аксенова. – Примите искренние слова благодарности за героизм, выдержку и те высокие профессиональные знания, которые помогли и нашему региону, и Российской Федерации в довольно сложной диагностике не только ковида, но и сопутствующих осложнений и отчасти причинно-следственных связей. Ваша специальность очень важна, в числе основных индикаторов и национального проекта, и здравоохранения нашего региона является ранняя точная диагностика, в частности гистологическая. И в рамках нацпроекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» мы особое внимание уделяем развитию патологоанатомической службы как в областном онкодиспансере, так и в центрах амбулаторной онкологической помощи».
Президент Российского общества патологоанатомов, научный руководитель Научно-исследовательского института морфологии человека имени академика А. П. Авцына ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского», член-корреспондент РАН Лев Кактурский подчеркивает, что Новосибирск не только удобен своим географическим расположением для проведения здесь всероссийского мероприятия, местный медуниверситет славится прекрасными традициями подготовки врачей.
Пленарное заседание, посвященное актуальным вопросам коронавирусной инфекции COVID-19, проходит в первый день съезда. «Патологоанатомы оказались на одном из передних краев борьбы с этой чумой XXI века, выясняли причины, механизмы развития этого заболевания. Оно очень своеобразное, отличается от других инфекционных заболеваний, по целому ряду параметров выходит за рамки. Именно патологоанатомы нашли механизмы, отчего развивается токсический шок. И здесь мы очень помогаем клиницистам, идем рука об руку с ними. Нам многое стало известно, ведущим моментом, конечно, являются тромботические осложнения, с которыми связано все прочее. В зависимости от того, в каком месте в организме поражаются сосуды, и проявляется болезнь. Тяжелые последствия ковида – вот что страшно, вроде бы активная фаза заболевания прошла, а оно продолжается. И спустя несколько месяцев, спустя год мы наблюдали тяжелые осложнения в основном сосудистого характера, инфаркты. Это все патологоанатомы хорошо описали и создали атлас, который переведен на английский язык и востребован Всемирной организацией здравоохранения», – рассказал Лев Кактурский.
В программу съезда, который продлится три дня, включили вопросы преподавания патологической анатомии, реорганизации патологоанатомической службы, онкоморфологии.
«Наша служба очень важна в плане диагностики. Вот говорят: ну какая разница, человек умер, вы вскрываете, кому это интересно? На самом деле 80-90% нашей работы – это прижизненная морфологическая диагностика. Она очень важна, очень точна, без нее сейчас клиницисты не обходятся. Особенно важно это в области онкоморфологии, потому что без морфологического диагноза онкологи не могут лечить. Сейчас применяется таргетная терапия, когда прицельно можно воздействовать на каждую опухоль. Это страшно дорогое удовольствие, и чтобы им пользоваться, нужно иметь точный диагноз. И здесь именно патологоанатом дает точный диагноз и рекомендации», – поясняет Лев Кактурский.
Главный внештатный специалист по патологической анатомии министерства здравоохранения Новосибирской области, заведующий кафедрой патологической анатомии Новосибирского государственного медицинского университета, профессор Александр Надеев подчеркивает, что онкологические заболевания занимают устойчивое второе место в структуре смертности.
«Но надо отметить, достигнуты значительные успехи в лечении этой категории больных благодаря адресным препаратам. Для их назначения нужно провести морфологическое исследование. Раньше оно проходило на уровне тканей человека, сегодня врач-патологоанатом исследует на уровне молекулярно-генетических изменений», – говорит Александр Надеев.
По его словам, выбор Новосибирска для проведения VI Съезда Российского общества патологоанатомов обусловлен еще и тем, что у нас имеется мощная сибирская морфологическая школа: «При медицинском университете есть кафедра патологической анатомии, НИИ молекулярной патологии и патоморфологии, которые в свое время организовал член-корреспондент Российской академии наук Лев Моисеевич Непомнящих. У нас очень много морфологических лабораторий и НИИ Сибирского отделения Российской академии наук. Для нас принимать патологоанатомов со всей России и большая честь, и большая ответственность. Одновременно это даст импульс развития и нашим научно-исследовательским морфологическим школам».
Источник: zdrav.nso.ru