В call-центре поликлиники № 17 работают два оператора. Сотрудники весь день отвечают только на входящие звонки. Регистратура расположена отдельно, пациентов, которые пришли на прием, консультируют другие люди. Телефоны звонят непрерывно, стоит только оператору положить трубку, закончив предыдущий разговор.
«Семнадцатая поликлиника, Елена. Здравствуйте, – оператор задает собеседнику подробные вопросы о его самочувствии. – Давайте я вас запишу, вас проконсультируют по телефону и оформят больничный лист. Давайте номер сверим?»
В конце прошлой недели Минздрав России внес изменения в приказ № 198н, регламентирующий порядок оказания медицинской помощи при коронавирусе и подозрении на эту инфекцию. Теперь пациентов с бессимптомным или легким течением болезни можно вести удаленно. Оператор call-центра поликлиники № 17 Елена только что записала пациента именно на такую консультацию.
Заместитель министра здравоохранения региона Елена Аксенова подчеркивает – принцип работы амбулаторного звена изменился кардинально. «Если на прошлой неделе мы даже при легком течении [заболевания] приглашали пациентов открыть или закрыть больничные в отдельные кабинеты, выделенные в зонах для больных с респираторными проявлениями, то после внесения изменений в федеральное законодательство наши регистраторы и операторы перестроили свою работу, изменена логистика, выделены подразделения для работы в дистанционном режиме».
В Новосибирской области любые обращения пациентов с симптомами ОРВИ принимают по одному стандарту – во всех поликлиниках и по телефону единой регистратуры 122. Для операторов разработан чек-лист, который позволяет предварительно оценить «тяжесть» пациента, объясняет Елена Аксенова. «Регистратор отмечает основные параметры при опросе – результаты [ПЦР-] тестирования, температуру, выдан ли больничный лист, осматривался ли пациент [ранее]. Это все фиксируется в единой информационной системе – не важно, из какого источника пациент оформил обращение за медицинской помощью: 122, личный кабинет, call-центр поликлиники».
Регистратор по универсальному алгоритму сразу сортирует пациентов с учетом их симптомов, возраста и анамнеза. Вызовы на дом оформляют к тем, у кого болезнь протекает в среднетяжелой форме, к пожилым людям, к маленьким детям. Остальных могут передать на дистанционный мониторинг даже без первичного осмотра. Елена Аксенова подчеркивает: к тем, кому это действительно необходимо, врач по-прежнему придет домой.
В кабинете дистанционного мониторинга поликлиники № 17 работают заведующие двумя терапевтическими отделениями, поясняет главный врач Елена Башурова. «Грамотные врачи с высшей квалификацией, которые могут по тому, как человек общается, какое у него дыхание, есть ли одышка, понять его состояние».
Врачи видят всех пациентов своей поликлиники, которые call-центр или единая регистратура 122 передают на дистанционный мониторинг, и звонят каждому, чтобы детально оценить состояние, назначить лечение и открыть больничный. После консультации врач решает – отправить инфекционную бригаду на дом или оставить пациента на аудиоконтроле. Тем, кто болеет легко, регулярно звонит робот или живой человек – опрашивает, нет ли ухудшения. Если в процессе лечения появляются тревожные симптомы – к пациенту отправят врача, чтобы не пропустить осложнения. Больные могут и сами набрать номер такого кабинета, если им станет хуже.
«Вы вчера были на приеме? Больничный лист ваш закрыт вчерашним числом, информация направлена в фонд социального страхования и на госуслуги. Можете зайти в личный кабинет и распечатать», – заведующая терапевтическим отделением, дистанционный консультант Ирина Маркова отвечает на очередной входящий звонок. Новое постановление главного санитарного врача России Анны Поповой позволяет закрыть больничный лист без ПЦР-тестирования, если у пациента с подтвержденным коронавирусом больше нет никаких симптомов инфекции, и болеет он не менее 7 дней.
В поликлиниках в обязательном порядке сохраняются «красные зоны». В первую очередь для тех, кто болеет легко, но все же хочет, чтобы его осмотрел врач. Здесь же берут мазки для ПЦР-теста. На очный прием также может пригласить врач после дистанционной консультации, объясняет дистанционный консультант и заведующая вторым терапевтическим отделением Оксана Король. «Разговаривая с пациентом мы понимаем – есть необходимость [ему] подойти в кабинет. Врач сейчас принимает по предварительной записи. Мы записываем, человек подходит, его доктор слушает, назначает или корректирует терапию».
На прошлой неделе в поликлинике № 17 после жалоб на скопление пациентов расширили «красную зону», отдав под нее еще один этаж правого крыла здания. Теперь в коридорах практически пусто, хотя некоторые люди по-прежнему приходят самостоятельно, без записи.
Главный врач поликлиники отмечает, что количество обращений на прошлой неделе выросло минимум в пять раз. «Если раньше одних мазков, в среднем, было около 100 [в день], то на той неделе мы брали по 650 мазков. И вызовов у нас [обычно] идет 120-180 в рабочие дни, в [минувшее] воскресенье мы зафиксировали 300 вызовов, а в [этот] понедельник – 650. Во вторник – 440».
Изменения, принятые на федеральном уровне, которые допускают дистанционное консультирование легких и бессимптомных пациентов с коронавирусом, позволило поликлинике работать намного эффективнее, признается Елена Башурова. «В это воскресенье мы получили приказ и, если честно, выдохнули. Он нам дает возможность при трех же человеческих ресурсах успевать намного больше».
Медики надеются, что принятые меры позволят оказать адекватную и своевременную помощь всем пациентам, несмотря на беспрецедентную заболеваемость.
Источник: zdrav.nso.ru