Лауреат областного конкурса профессионального мастерства «Врач года – 2008» Ольга Владимировна Сазонова этим летом побывала на двухнедельной стажировке в нескольких клиниках земли Северная Саксония (Германия). О том, что ее особенно заинтересовало в организации медицинской помощи, состоялся наш разговор.
– Где Вы побывали в Германии?
– Я побывала в клиниках нескольких городов Германии: Баутцен, Бишофсвердов, Дрезден и Лейпциг, где принимала участие в клинических обходах, присутствовала при различных диагностических манипуляциях, операциях; была на консультативно-диагностическом приеме; знакомилась с работой аптек; системой реабилитации и ухода за пациентами с тяжелыми заболеваниями, инвалидами, пожилыми; организацией скорой и неотложной помощи; системой организации медицинской и социальной помощи населению. Посетила частный диабетологический центр в Лейпциге, который возглавляет один из лучших диабетологов Европы – доктор Ферлорен. В Дрездене была в университетской клинике, где оказываются высокотехнологичные виды медицинской помощи, и побывала в лабораториях университета, где проводятся фундаментальные научные исследования, в том числе в области диабетологии. Я познакомилась с профилактическими программами по сахарному диабету, ожирению, побывала на консультативном приеме врача-липидолога, в домах ухода. Профессионально мне было очень комфортно, поскольку это была совместная работа
с коллегами-единомышленниками. Я могла задавать любые вопросы, на которые всегда получала исчерпывающие доброжелательные ответы. Я не просто знакомилась с работой врачей, но могла с ними обсуждать диагноз, обследование, лечение, могла вносить свои коррективы. К моим советам прислушивались, и решение принималось коллегиально. Программа была очень насыщенной. Мой рабочий день был расписан буквально по часам, при необходимости вносились коррективы с учетом моих пожеланий. Если возникало что-то интересное (в профессиональном плане), меня тут же приглашали… Бывало и так, что рабочий день заканчивался, но коллеги задерживались вместе со мной. В общем, был профессиональный интерес, мы работали вместе, понимали друг друга, и у нас не было преград.
– Что Вас особенно привлекло?
– Понравилось многое, однако особенно хочу отметить разработанную систему ухода за больными и стариками, а также выраженную профилактическую направленность медицины Германии. Ведь и российская медицина всегда имела профилактическую направленность, а разработанная в СССР система всеобщей диспансеризации была признана Всемирной организаций здравоохранения лучшей моделью оказания помощи населению. Но, как вы помните, было время, когда мы отошли от нее. В настоящее время система диспансеризации постепенно возрождается и введена дополнительная диспансеризация работающего населения. К сожалению, менталитет россиян таков, что не всегда население охотно откликается на профилактические мероприятия: к врачу чаще идут тогда, когда гром уже грянет. В Германии большая часть населения готова следить за здоровьем. К врачу обращаются рано, когда заболевания как такового просто нет, имеются факторы риска (например, повышенная масса тела, отягощенная наследственность и др.). В таких случаях проводится тестирование, обследование, выявляются факторы риска и осуществляется их коррекция, в том числе коррекция образа жизни. Так, например, в Дрездене, когда я участвовала в консультативном приеме липидолога, пришел со своей женой пожилой пациент, у которого выявлены нарушения липидного обмена и незначительные признаки атеросклероза. Пациент по рекомендации врача изменил свой образ жизни: он отказался от курения, стал заниматься в спортивном зале, посещать бассейн, перестроил свой рацион питания. Российским врачам работать в этом отношении сложнее, приходится затрачивать массу времени для того, чтобы только убедить пациента следовать рекомендациям по изменению образа жизни. Тем не менее, заниматься профилактикой крайне важно и нужно. В Дрездене принимающей стороной была организована встреча с координатором программ профилактики сахарного диабета в Европе профессором Шварцем. Деловые контакты установлены, и мы обоюдно готовы к сотрудничеству.
Меня поразила система реабилитации и организации ухода за пожилыми пациентами и тяжелобольными. В качестве примера приведу реабилитацию пациентов после инсульта. После выписки из стационара пациент проходит целый комплекс мероприятий, направленных на адаптацию и восстановление утраченных или частично утраченных функций: массаж, тренировки, просто адаптация к обычному образу жизни, психологическая адаптация… В этой системе огромную роль играют специально обученный средний персонал. Вообще, медицинская сестра в Германии ведет колоссальную работу. В клинике – это и помощник врача, и хозяйка отделения. В отделении на 30 коек в одну смену работают 9 медицинских сестер, в штате есть и старшая медицинская сестра, которая ответственна не только за работу других сестер, но организацию работы отделения, в целом. Врачи в клинике осуществляют мозговой штурм. Старший врач отделения принимает первичных больных, проводит сложные диагностические манипуляции, ставит диагноз, делает назначения, проводит дважды в неделю обходы, контролирует работу других врачей. Ему помогают еще 2-3 врача, которые ежедневно курируют больных, проводят отдельные диагностические манипуляции (в том числе забор крови), отслеживают динамику состояния пациентов.
Конечно же, белой завистью можно позавидовать оснащению и оборудованию клиник Германии. Современное оборудование, конечно же, ускоряет диагностический поиск и лечебный процесс, позволяет сократить сроки лечения и пребывания в клинике. Так, например, пациентам с инфарктом миокарда в самые ранние сроки проводятся тромболизис, ангиография и стентирование, соответственно выписка проводится уже на пятые сутки с последующей реабилитацией вне стационара. В городе Бишофсвердов (примерно, как наш Искитим), помимо многопрофильной клиники, имеется центр гемодиализа международного уровня (открыт он буквально полгода назад). Центр оснащен современной аппаратурой, аппараты искусственной почки работают в три смены. В центре есть и незадействованные палаты, построенные (как они говорят) на перспективу. Пациенты во время гемодиализа крутят велотренажер. Если пациент слаб, и делать ему это сложно, с ним индивидуально работает специалист по уходу, нагрузка уменьшается (например, в это время пациент сжимает ногами мяч), но она есть. Спросите зачем? Для улучшения оксигенации крови.
– А подходы в лечении отличаются от наших?
– Подходы к лечению больных эндокринологического профиля абсолютно такие же. Мне всегда казалось, что на Западе, все по-другому, и препараты у них другие. Ничего другого абсолютно нет! Я увидела те же самые группы лекарственных препаратов, инсулины, таблетки… Все, как у нас. И, надо сказать, была этим удовлетворена. И врачи такие же. Другое дело, что диагностические возможности шире. Следует также отметить, что сама система медицинского и сестринского образования несколько иная, и направлена она не только на получение теоретических знаний, но на формирование и получение практических навыков, навыков работы с различным диагностическим оборудованием. Кстати, каждый врач Саксонии обязательно является членом Врачебной палаты (это аналог нашей ассоциации врачей). Именно Врачебная палата отвечает за квалификацию каждого врача.
– Что у нас поставлено лучше?
– Как это ни странно, в Германии отсутствуют поликлиники, как таковые. Северная Саксония – это территория бывшей ГДР, где поликлиники ранее были. Однако после того как рухнула Берлинская стена, система амбулаторно-поликлинической помощи тоже была разрушена. Появилась частная практика: врачи общей практики, семейные врачи, поликлиник нет. И сами немцы понимают, что это была ошибка, и начинают создавать консультативные центры при стационарах, где прием ведут несколько специалистов, например, нефролог, кардиолог и эндокринолог. Такие центры закрепляют за собой пациентов, осуществляют периодические вызовы и осмотры, иными словами проводят диспансеризацию, и в случае необходимости направляют на лечение в стационар.
Еще одна из ошибок, о которой в Германии говорят с большим сожалением, – это разрушение регистра сахарного диабета – той самой системы динамического наблюдения, без которой невозможно решение проблем диабета: планирование, прогнозирование, оценка эффективности оказания помощи и т.д. В этом отношении нам они завидуют белой завистью, поскольку у нас есть и Национальный регистр, и городской, и областной регистры сахарного диабета. В ГДР тоже был регистр диабета. В настоящее время ведутся попытки его возрождения.
– К себе коллег ждете?
– Конечно. Осенью планируется проведение совместной конференции по организации здравоохранения и уходу. Затем планируем совместное проведение профилактических программ, в частности по ожирению и сахарному диабету. Принять немецких коллег на стажировку? А почему нет? У нас есть что показать и чему поучиться.
И в заключении я хотела бы поблагодарить всех, кто организовал эту поездку и тщательно продумал программу моего пребывания: Новосибирскую ассоциацию врачей, Форум Коха-Мечникова, Объединение больниц Саксонии, Врачебную палату Саксонии, администрацию и персонал клиник городов Бишофсвердов и Баутцен. Я благодарна всем, кто был со мной рядом во время поездки за взаимопонимание, поддержку, искреннее желание профессионального и просто человеческого общения. У России и Германии много общего. У медицины нет и не может быть границ, и они просто стираются, когда устанавливаются профессиональные и теплые дружеские отношения.
Уважаемая Марина! Мне нужна срочная консультация
диабетолога и мамолога в Дрезденском техническом университе. но я не могу выйти на их эл.адрес. Пожалуйста, помогите. Мы должны быть в Дрездене всего один день – 6 марта. Огромное спасибо!