Эксперты ЦНИИОИЗ Минздрава РФ, опросив руководителей профильных ведомств в 81 субъекте, составили портрет типичного регионального министра здравоохранения. Собирательный образ таков: мужчина в возрасте 47,8 лет с высшим медицинским образованием и стажем работы на министерском посту 2,4 года. Впрочем, в последние пару лет ротация управленцев усилилась – 43 действующих министра замещают должность менее одного года. Ту же тенденцию приметил и Vademecum – в 2020-м руководители органов власти в сфере здравоохранения сменились в 30 регионах, в 2021-м – в 24-х. Поводом для кадровых перестановок в ушедшем году стали не только проблемы оказания медпомощи пациентам с COVID-19, но и другие обстоятельства – от заведения уголовных дел до неосторожных, по мнению глав регионов, высказываний чиновников. Показательные отставки ушедшего года – в обзоре Vademecum.
Анна Шангина возглавляла краевой Минздрав с апреля 2020 года, но в феврале 2021-го подала в отставку, как это часто бывает, «по собственному желанию». Увольнению предшествовал локальный скандал: в одном из своих выступлений Шангина сравнила круглосуточный стационар в больнице в Харагуне с «гипермаркетом» и назвала его нерентабельным, имея в виду неэффективное использование коек. За тезис о том, что жители приходят в больницу «переночевать и поесть», чиновнице пришлось извиняться: «Прошу простить меня за резкое высказывание». Но пост Шангина все же потеряла и перешла на работу в НМИЦ кардиологии в качестве замначальника управления реализации задач центра в субъектах РФ. Обязанности министра здравоохранения Забайкальского края исполняет бывший главврач Краевого клинического госпиталя для ветеранов войн Оксана Немакина.
Республика Алтай
Причиной отставки Сергея Коваленко (возглавлял республиканский Минздрав с 2019 года) стало уголовное дело. В начале марта Коваленко и его помощника Рустама Туюнчекова задержали по подозрению в получении взятки в крупном размере (пп. «а», «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ). По мнению следователей, чиновники получили 4,6 млн рублей от трех компаний за помощь в заключении госконтрактов по поставке СИЗ. В марте 2021 года Коваленко был уволен с должности министра в связи с «утратой доверия». На этом посту его сменил бывший депутат Госдумы РФ и экс-главврач Алтайской краевой клинической больницы Валерий Елыкомов – в статусе и. о.
Орловская область
В Орловской области отставка руководителя Департамента здравоохранения Ивана Залогина тоже случилась после возбуждения уголовных дел по ч. 1 ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности) и ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Воспрепятствовал Залогин, по версии следователей, переоформлению лицензии калужского филиала сети гемодиализных центров «Нефрос». Чиновник якобы поручил своему помощнику отказать центру в переоформлении лицензии вне зависимости от результатов проверки. Сейчас Залогин находится под домашним арестом. В октябре место главы Депздрава региона занял бывший первый замминистра здравоохранения Саратовской области Станислав Шувалов.
Республика Крым
Крымский Минздрав продолжает претерпевать кадровую турбулентность. В конце сентября в отставку ушел уже шестой с 2014 года министр – Александр Остапенко. Официальная причина увольнения не озвучивалась, но, судя по тому, как местные жители оценивали в соцсетях работу ведомства по организации здравоохранения в регионе (очереди в местных поликлиниках и перебои в поставках лекарств для льготников), решение об отстранении очередного министра от должности было небеспочвенным. Руководить ведомством в статусе врио заместителя стал главврач Судакской городской больницы Константин Скорупский, но буквально через несколько дней исполнять обязанности министра поручили первому заместителю Ольге Растригиной. А в конце октября пост вернули Скорупскому.
Курская область
Недовольство работой председателя Комитета здравоохранения Курской области Елены Палферовой последовательно высказали премьер-министр РФ Михаил Мишустин и министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. Первый обратил внимание на крайне низкие темпы вакцинации против COVID-19, второй указал на «потерю времени» в освоении средств на введение электронного документооборота. «Михаил Альбертович абсолютно справедливо возмутился по поводу этой работы в наших поликлиниках. Нам и самим очевидны недоработки, будем догонять!» – отозвалась тогда на критику столичного начальства Палферова. Однако «догонять» придется новому председателю комитета – Екатерине Письменной, прежде трудившейся замглавврача Курского областного клинического кожвендиспансера.
Курганская область
Областным Депздравом с 2020 года в статусе и. о. руководила Елена Островских, занявшая этот пост после отставки Ларисы Кокориной, чья деятельность сопровождалась жалобами жителей на организацию здравоохранения и скандалами локального масштаба. Нарекания вызывала и эпидемиологическая обстановка в регионе, в этой связи в Курганскую область был откомандирован преподаватель ВМА им. С.М. Кирова Алексей Сигидаев, который возглавил отряд Минобороны РФ для помощи в борьбе с коронавирусной инфекцией. Изучив ситуацию, Сигидаев раскритиковал действия местных медицинских организаций и врачей, не выбирая выражений. По его мнению, основной причиной распространения COVID-19 в регионе стала «из рук вон плохо организованная амбулаторная помощь». Сигидаев обратил внимание правительства Курганской области на то, что заразившихся «маринуют» дома, в результате чего в стационарах они оказываются уже в тяжелом состоянии, кроме того, он обнаружил и «наплевательское отношение к пациентам» в больницах, и нерациональное распределение коек. Общую ситуацию в регионе он характеризовал как «саботаж». Справляться с ним Алексею Сигидаеву теперь придется не только во главе отряда Минобороны, но и в статусе врио руководителя Депздрава Курской области.
Кемеровская область
В декабре пост министра здравоохранения Кемеровской области оставил Михаил Малин, руководивший ведомством с 2018 года. Причины этого кадрового решения официально не озвучивались, но местные журналисты связывают отставку министра с недавним инцидентом: в июне 2021 года Малин, в связи с нарушением права ребенка на получение паллиативной помощи, получил предписание от региональной прокуратуры. Как установил надзорный орган, Минздрав Кемеровской области не предоставил ребенку-инвалиду соответствующий рекомендациям врача-пульмонолога аппарат для искусственной вентиляции легких. Кроме того, в регионе неоднократно с начала пандемии COVID-19 выявляли расхождения в данных о количестве умерших от инфекции: итоговые цифры от региональных властей были в три раза ниже, чем данные от Росстата. Малин объяснял расхождения разной методикой подсчета. Так или иначе врио министра была назначена первый заместитель Елена Зеленина.
Республика Тыва
В Тыве увольнение министра здравоохранения Артыша Сата, руководившего ведомством с 2019 года, прошло одновременно с отставкой регионального правительства. Врио главы республики Владислав Ховалыг отметил, что региону требуется «перегруппировка сил и перезагрузка» и это решение «продиктовано самой жизнью». Пост министра здравоохранения в итоге занял заместитель главврача Республиканской больницы №1 Анатолий Югай.
Источник:vademec.ru