Кардиолог Ольга Молчанова — о постановке диагноза на расстоянии и о том, почему телемедицина не вытеснит очный прием у врача.
Минэкономразвития предложило в рамках экспериментального правового режима разрешить отдельным медучреждениям ставить пациентам диагноз без очной консультации, которая сейчас необходима. Эксперимент продлится три года.
Телемедицина возникла довольно давно, но получила особое развитие во время эпидемии коронавируса, когда из-за быстрого распространения инфекции стали затруднительными личные контакты с врачами. Поставить диагноз удаленно медицинский специалист, по моему мнению, может. Онлайн-связь позволяет не только разговаривать с больным, задавать ему вопросы, но и благодаря видеоизображению врач может осмотреть то место, которое беспокоит. На основе услышанного и увиденного специалист ставит предварительный диагноз. Конечно, трудности диагностики могут возникнуть, но они происходят не только при онлайн-визите, но и при непосредственном общении. Порой заболевание в принципе сложно диагностировать. В этом случае врачу все-таки нужно порекомендовать пациенту дополнительное обследование.
По моему убеждению, телемедицина — это не альтернатива, а большая помощница медикам и пациентам. Вести прием и ставить диагнозы без личного визита, дистанционно могут только очень авторитетные люди в медицине, специалисты высокого уровня, профессора. Именно они имеют право давать советы больным онлайн, ну или помогать удаленно своим коллегам на местах, в больницах ставить диагноз, когда возникают сложности.
Начинающий врач, который работает первый или второй год и не имеет достаточного опыта и знаний, обязательно должен вести личный прием. Только так он сможет подробно расспросить пациента, заметить признаки болезни, которые из-за нехватки навыков ускользнут от его внимания при дистанционной консультации. Но телемедицина полезна и новичкам — она дает возможность обратиться за онлайн-консультацией к коллеге, профессионалу высокого уровня, если возникли трудности или сомнения в постановке диагноза.
Если первый прием у специалиста в большинстве случаев все-таки должен быть очным, то последующие как раз можно проводить удаленно. Так, без личного визита можно выяснять, как протекает болезнь, оценить состояние. Возможно, врач что-то упустил на приеме, и на следующий день он свяжется с пациентом и уточнит, не вызывая его на очный визит.
Допустим, если при хроническом заболевании, например на фоне приема каких-то препаратов, у больного, страдающего гипертонией, стало вдруг повышаться давление, то можно скорректировать терапию при дистанционной консультации. Врач порекомендует пациенту увеличить дозу препарата или сменить его.
Однако есть ситуации, при которых визит в медучреждение неизбежен. Например, если у человека возникла боль в тазобедренном суставе. Тогда высокопрофессиональный хирург может по онлайн-связи выяснить, какие движения вызывают боль. Возможно, пациенту нужна операция и чем быстрее, тем лучше. Конечно, врач должен его пригласить в медцентр, где ему окажут высококвалифицированную помощь, например, по замене сустава. Или пациент жалуется на боли в сердце, не может быстро пройти даже метра, останавливается из-за загрудинных болей. В этом случае специалист ему посоветует пройти глубокое медобследование, чтобы увидеть коронарные артерии. Не исключено, что пациенту потребуется операция, а их дистанционно проводить пока не научились — все-таки это технологии будущего.
Очный визит к врачу необходим и в тех случаях, когда развивается острое нарушение мозгового кровообращения. При видеоконсультации это можно заметить по внешним симптомам — перекошенному лицу, невозможности поднять руку. Но помочь такому пациенту на расстоянии невозможно. Как и в случае, если у человека интенсивные загрудинные боли такой степени, что он не может их терпеть, — это значит развивается инфаркт. Ну какой уж тут онлайн. В этих ситуациях немедленно нужно вызывать скорую помощь и срочно отправляться в больницу.
Телемедицина актуальнее всего для отдаленных регионов России, где не хватает специалистов. А ведь их жители имеют право на такой же высокий уровень медпомощи, как и все другие граждане страны. Но пока не все российские поликлиники и больницы оснащены необходимой аппаратурой. Я думаю, что Минздрав России должен об этом позаботиться, тогда телемедицина сыграет свою положительную роль.
Дистант, на мой взгляд, в будущем не вытеснит личный прием, он останется. И через пять, десять лет у пациентов будет две возможности: либо прийти в кабинет врача, либо провести встречу удаленно.
Автор — кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории применения амбулаторных диагностических методов в профилактике неинфекционных заболеваний ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины», кардиолог
Источник: rg.ru