«От сердца к сердцу»

(Опыт использования терапии творческим самовыражением в профилактике наркопатологии среди несовершеннолетних).
22 декабря 2019 года в областном центре социальной помощи «Виктория» состоялся настоящий праздник, который своей атмосферой неподдельной радости надолго запомнится детям и взрослым. Зал переполнен – везде веселый детский смех и радостные возгласы: «Ах, как красиво!», «А это кто рисовал?», «А можно научиться так рисовать?», «Ух ты, -красота какая!» Завораживающе- красиво льется народная музыка в исполнении юных баянистов из Дворца культуры железнодорожников. Под нежную мелодию и рисуют ребята под руководством наставника студии Петриковской росписи Породько Лидии Петровны, которая в свободное время от работы психиатром-наркологом в областном наркологическом диспансере передает свой опыт детям и взрослым. Выставка-презентация Петриковской росписи и мастер-класс проводятся в этом центре уже не первый раз, а первое знакомство состоялось в апреле 2018 года в подразделении по социальной реабилитации несовершеннолетних с наркопатологией.

Тема возрождения традиционного народного промысла среди детей, находящихся в Центре социальной помощи имеет особую актуальность. Детей, лишенных материнской ласки и тепла, к большому сожалению, у нас еще много. За 3 года в Центр было помещено более 200 ребят, родители которых были лишены родительских прав, осуждены, попали в трудную жизненную ситуацию и т.д. Около трети воспитанников состояли под наблюдением в областном наркологическом диспансере, остальные – группа высокого риска, учитывая семейную отягощенность, стереотипы микросоциальной среды, реакцию группирования со сверстниками и т.п.
Учитывая вышеизложенное, назрела необходимость поиска новых форм в ведении работы по профилактике наркопатологии среди несовершеннолетних с учетом просветительской и духовно-нравственной составляющих.
Идея и реализация проекта принадлежит Украинскому культурно-просветительскому центру «Шляхами Кобзаря» (директор Породько Н.А., председатель попечительского Совета- доктор медицинских наук, профессор Шевченко В.П.) и стала возможной при при неоценимой духовной поддержке Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Глубокий смысл в его словах:
«Наша общая задача – научить школьников принимать правильные решения в жизни в важных ситуациях, научить ребёнка отвечать за последствия своих слов и поступков, научить прощать, заботиться друг о друге. Всего этого невозможно достичь, если в школе не будут прививаться основы духовно – нравственного воспитания. Научить школьников, молодых людей совестливости, доброте, порядочности, честности, ответственности, не менее важно, чем обучить профессиональным навыкам. Мы переживаем сложное, противоречивое время, но земля Российская не оскудела людьми неравнодушными к нашим духовно – нравственным ценностям и культурно историческому наследию прошлого».
Целью возрождения Петриковской росписи является:
1.Зарождение в сердцах детей чувства любви и почитания к традиционному народному художественному промыслу Петриковской росписи, которым владели наши предки – славяне.
2.Расширение творческих возможностей ребёнка, где с самого рождения заложена любовь к рисованию, приобщение к миру прекрасного.
3.Использование новых форм творческого самовыражения, в простоте и доступности самого процесса выражать свой взгляд на красоту окружающего мира всеми доступными материалами и инструментами.
4. Освоение новых приёмов и навыков рисования, характерных именно для Петриковской росписи.
5.Психотерапевтическая работа с несовершеннолетними высокой группы риска (первичная и вторичная профилактика наркопатологии) – в форме индивидуальных и групповых занятий.
5.Внешкольная занятость несовершеннолетних.
6. Возможность профориентации, которая в дальнейшем определит их выбор профессии.
7.Повышение эстетического и культурного воспитания.
Исторически сложилось так, что на данный момент в полуторамиллионном Новосибирске каждый третий житель имеет украинские корни. Правнуки своих предков обязаны возродить и нести своим творчеством забытые народные промыслы, такие, как «Петриковскую роспись». Мы обратились к народному творчеству, которое передаётся из поколения в поколение.
Петриковская роспись тесно связана с культурой и искусством Запорожской Сечи. После подавления Пугачёвского восстания Запорожская Сечь в 1775 году была ликвидирована. Петриковка стала государственной слободой. Жители Петриковки никогда не были крепостными, что, безусловно, отразилось на их художественном творчестве. В Петриковке процветали такие виды декоративно – прикладного искусства, иконопись, вышивка, гончарство, лоза плетение, резьба по дереву.
Петриковской росписью украшали не только дома, но и бытовые предметы, отдельно создавались рисунки на бумаге. Молодые хозяйки соревновались друг с другом в росписи своих домов. Если девушка не могла расписать свою хату, то её считали чужой, не здоровались и не заходили в гости. Зато про самые удачные росписи говорили: «В ней у хати, як у церкви». Они умело справлялись с любой работой: мазали хату, пряли – ткали полотно, вышивали «добрый борщ варили» и конечно «малевали». Им-то и передавали матери и бабушки мастерство и секреты росписи. Так из поколения в поколения передавались навыки росписи. В работе художника используются различные материалы и инструменты. Это яичная темпера, масляные краски, акварель кисти, колосья, рогоз, тончайшие самодельные кисти из кошачьей шерсти, пипетки, соски, и просто пальцы художника. Традиционными композициями являются «вазон», «бегунок», «букет», «веночек», и д.
Для осуществления проекта была привлечена в качестве специалиста Породько Лидия Петровна психиатр-нарколог высшей категории, психотерапевт, которая закончила школу Петриковской росписи в городе Жашков Черкасской области (Украина) и более 25 лет работает подростковым психиатром-наркологом в Дзержинском районе г. Новосибирска, тесно сотрудничает в своей работе с различными учреждениями образования: школами, СУЗами, а ранее с детскими домами №12 и № 9 (VII вида для детей с задержкой психического развития).
Как известно, одной из причин, способствующих приобщению несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ, является неумение и неспособность в полной мере выразить себя. используя творческие способности, низкий уровень культуры, духовности, а также недостаточная внешкольная занятость. Зачастую дети ограничивают себя просмотром телевизора, бесцельным шатанием на улице и пытаются получить «наслаждение» путём употребления различных психоактивных веществ.
Терапия творческим самовыражением (ТТС)- психотерапевтический (психопрофилактический) метод, который особенно важен в период становления личности для детей и подростков нерешительных, ранимых, стеснительных, тревожных, мнительных, с болезненными сомнениями и т.п. При этом пока еще часто нет явной патологии, а значит, нет и необходимости лечиться у врача. Нередко дети пытаются смягчить свое напряжение курением, алкоголем, употреблением других психоактивных веществ. Все это, приглушая напряженность, немало вредит организму. Речь о безопасно-мощных психотерапевтических приемах борьбы с расстройствами настроения, к которым можно прибегнуть и не обращаясь к врачу.
Суть психотерапевтического механизма, лежащего в основе этого направления, есть творческое вдохновение, целебно просветляющее душу, смягчающее напряженность ощущением своих духовных особенностей, богатств, постижением смысла своей жизни.
Учитывая вышеизложенное, целесообразно приобщать детей, начиная с младших классов, к творческому самовыражению через «забытое старое» – Петриковскую роспись.
Особенно важны такие занятия с ребятами начиная с 5-7 лет в виду того, что в ходе занятий техника рисования Петриковской росписью способствует развитию художественных способностей, мелкой моторики рук, наглядно – действенного мышления, наблюдательности, фантазии; развитие ребёнка проходит более гармонично.
Когда человек совершает что-то творчески, то есть по-своему и во имя Добра (ибо творчество есть созидание- в противовес разрушению), то оживляется его душевная- духовная особенность-индивидуальность, и все это неизменно сопровождается светлым подьёмом (творческим вдохновением), в котором живут Любовь (в самом широком смысле, в том числе мягкое, доброжелательное отношение к людям).
Знания и умения, полученные в ходе освоения методики Петриковской росписи, в дальнейшем несомненно пригодятся в их дальнейшей «взрослой» жизни, и, возможно, послужат отправной точкой к получению новой интересной профессии.
Реализация проекта принесла конкретные ожидаемые результаты:
С апреля 2018 года более 150 ребят из областного центра социальной помощи «Виктория» ознакомились с Петриковской росписью.
Непосредственных исполнителей проекта было72. Возраст участников- от 6 до15 лет. Проводились занятия в больших и малых группах, индивидуальная работа в сочетании с личностно ориентированной психотерапией с установкой на ведение здорового образа жизни.У детей заметно повысилась самооценка по мере развития навыков и умений. И, хотя они в самом начале пути – (ведь обучение этому древнему ремеслу предполагает кропотливый труд в течении3-5 лет) – посеяны первые зерна…
Следует отметить, что среди исполнителей проекта были 12 человек – дети и подростки, из группы высокого риска, склонные к употреблению психоактивных веществ (состоящие на консультативном и диспансерном наблюдении в областном наркодиспансере). За время выполнения проекта среди них не было выявлено ни одного случая употребления психоактивных веществ.
· Таким образом Областном Центре социальной реабилитации «Виктория» дети были приобщены к истории и традиции народного промысла Петриковской росписи и стали ее проводниками, а 72 человека непосредственными исполнителями этой прекрасной росписи на изделиях, которые будут храниться и передаваться в семьях.
· Дети своим творчеством в рисунках Петриковской росписи, на выставке смогли увлечь и других детей, а также приоткрыли им новую дорогу в мир прекрасного.
· Занятия Петриковской росписью (индивидуальная и групповая работа) пример эффективной психотерапевтической работы с несовершеннолетними высокой группы риска (первичная и вторичная профилактика наркопатологии).
· Эффективность создания занятий на базе областного Центра социальной помощи « Виктория» по возрождению Петриковской росписи будут оценивать, в первую очередь, участники этого проекта – дети: знакомство с забытой культурой, представление своих достижений для сверстников, родителей, друзей, знакомых; это новый стимул их становления в обществе.
·Умение видеть прекрасное , отображать его яркими красками в стиле Петриковской росписи, умение передать детям любовь к окружающему миру с любовью, « от сердца к сердцу», – наверное, основной лейтмотив этих занятий в Центре «Виктория».
Согласно договоренности сторон, после выполнения проекта Породько Лидия Петровна продолжит совершенствовать работу по возрождению Петриковской росписи.
Праздник в Центре «Виктория» подошел к концу. Раздаются последние аккорды народной песни «Зеленее жито зелене, хорошие гости у мене…» Малыши с удовольствием катались на лошадках, разрисованных в стиле Петриковской росписи, играли деревянными игрушками, расписанными яркими красками, а более взрослые сравнивали свои первые работы с выставочным материалом. Малыши получили в подарок двух замечательных лошадок, украшенных Петриковской росписью. Подведены итоги, за сладким столом вручены подарки победителям и участникам.
Студия Петриковской росписи в Новосибирске работает с 2013 года под руководством Породько Лидии Петровны на безвозмездной основе. Работы участников были представлены на многочисленных выставках в городе Новосибирске и области. Отмечена важность данной выставки-презентации и мастер-классов, как значительного вклада в популяризацию Петриковской росписи, которая внесена в Репрезентативный список нематериального духовного наследия человечества ЮНЕСКО.

Психиатр-нарколог Д/О2 ГБУЗ НСО «НОКНД»
Л.П. Породько

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.