Александр Вицын: Задача человека – нравственно расти

Победитель областного конкурса профессионального мастерства «Врач года – 2015» Александр Евгеньевич Вицын на первый взгляд кажется человеком жестким и немногословным. Но за этим скрывается настоящее сопереживание своим пациентам. По его мнению, врачу нужно только одно качество – любовь к людям. Все остальное приложится. О приоритетах в работе и жизни он рассказал в интервью нашей газете.

– Для Вас ведь проблемы выбора профессии не было?

– Нет. Я из врачебной семьи – хирург в четвертом поколении. Начало положил прадед, Александр Борисович. Он работал вместе с Николаем Ивановичем Пироговым, основоположником русской военно-полевой хирургии, основателем русской школы анестезии. Тот ему свою книгу подарил с дарственной надписью. Дед, Борис Александрович, — самый известный из нашей династии — доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Участник Великой Отечественной войны, был ведущим хирургом эвакогоспиталей. Одним из первых в Сибири выполнил радикальную операцию на лёгких. Лично оперировал Александра Вишневского, главного хирурга Советской армии. Деда для этого вызывали из Новосибирска. Дед более двадцати лет, практически до конца жизни, заведовал кафедрой госпитальной хирургии лечебного факультета нашего Новосибирского мединститута. Многие здешние медики у него учились. Бабушка работала терапевтом в 1-й инфекционной больнице, заведовала диагностическим отделением. Первой в Новосибирской области в 1975 году поставила диагноз «холера». Отец тоже был врачом, но рано ушёл из жизни, мне было всего 10 лет, когда его не стало.

Лет до тринадцати я мечтал быть военно-морским офицером. Но преставления об этой профессии у меня были исключительно книжными. Потом я сломал позвоночник и попал в НИИТО. Там увидел, как врачи работают, понял, что это интересно. И это как-то зацепило.

– Вам помогало или мешало во время учебы в институте, что дед – профессор, заведующий кафедрой.

– Я старался не афишировать наше родство. Если до деда что-то доходило о моих художествах, а они были как и у всех, то я получал по полной программе два раза – в институте и дома. Так что спрос с меня точно был больше. А помогало это или мешало? Наверное, было и то, и другое.

– Как складывалась ваша профессиональная карьера?

– После окончания института была интернатура в Чкаловской больнице, это нынешняя городская клиническая больница № 2. При распределении по специализациям без раздумий выбрал хирургию. Это такая мужская специальность в медицине. Работал хирургом в поликлинике № 3 в Дзержинском районе, в 4-й больнице в Пашино. В горбольницу пришёл в 1990 году. Здесь как раз освободилось место хирурга в торакальном отделении. Сейчас этим отделением заведую. Кстати, именно с горбольницы началась моя трудовая биография — студентом четыре года работал здесь медбратом в приёмном покое.

– Кого считаете своими учителями?

– В институте это профессор Феофилов Георгий Леонидович. Бушуев Алексей Александрович — был заведующим отделением, когда я пришёл работать в горбольницу. Наш главный врач Вадим Фёдорович Коваленко, он тоже торакальный хирург. И, конечно, мой дед, Борис Александрович Вицин.

– Какие качества необходимы, чтобы стать хорошим хирургом?

– Чтобы стать хорошим врачом, необходимо любить людей. И больше ничего. Все от этого проистекает. Можно говорить о любви, а можно что-то делать. Что ты можешь.

– Вы поэтому берете больных, от которых другие отказались?

– Ну, конечно. Надо же шанс дать человеку. Когда я был студентом и читал в учебнике – «Рак IV стадия. Лечение», то думал, какое лечение? Со временем понял – оно есть. Уже то, что ты рядом. Прикоснулся, что-то сказал – все равно принес облегчение. Поэтому всегда надо что-то делать. Это же Бог решает, кому жить и могу ли я помочь.

– А Вы человек верующий?

– Я в церкви бываю редко. Но русские люди всегда царство божие на земле строили. Мне не хочется выпадать из этой струи. Я член русского мира, так себя и ощущаю. Тем более, сейчас война идет. Она разные формы имеет. Запад идет со своими ценностями. А зачем нам за ними идти? Человек на протяжении жизни меняется. Кто-то деградирует. А кто-то нравственно растет, стремится к идеалу. Вот и я стремлюсь, карабкаюсь. Раньше я не думал об этом. Одно время считал, что главное — это как можно больше заработать. Чем только не занимался… Во время отпусков ходил судовым доктором, возил из Японии автомобили и потом торговал ими на барахолке. Потом этот морок сошёл. Не два же века живем. Отвечать придется за все.

– Вы сказали о войне, которая имеет разные формы. Но Вы побывали на настоящей войне, где стреляют. Ездили на Донбасс. Почему?

– Меня попросили о помощи, и я откликнулся. Взял отпуск за свой счет и поехал. Мы везли с собой медикаменты, перевязочные материалы. Я читал книги о войне, а тут как на машине времени переместился на многие годы назад. Там другие отношения между людьми. Даже лица у людей другие. Знаете, я такие лица со времен Советского Союза не видел. Ополченцы не говорят о деньгах. Даже о женщинах не говорят. Там боятся грешить. К счастью, в нашем батальоне не было боевых потерь. Хотя каждый день группы уходили в разведку и артиллерия каждый день била. Там я понял, как хрупок наш мир и его надо беречь, во что бы то ни стало. То, что до сих пор происходит в Донбассе, не должно больше нигде повториться.

– Вы строгий руководитель?

– Нет. Иногда, когда вынудят, рыкнешь. Понять и простить можно то, что не идет во вред больным. Раздражает иногда, что чего-то недоделали. Досаду это вызывает. Потом же все бумерангом возвращается.

– Чем для Вас стала победа в конкурсе?

– Приятно, конечно. Но любая медаль имеет две стороны. Теперь если оступишься, то падать больнее будет. Радость сошла, а ответственность осталась. Волнение запомнилось. Меня давно так не трясло.

– Сколько у вас детей? Они пошли по вашим стопам? Есть кому продолжить династию?

– У меня трое детей. Взрослая дочь, 32 года. Есть внучка. Средний сын — студент мед. университета, окончил второй курс. Выберет ли он хирургию, не знаю. Я на него не давлю. Младшему сыну четыре года.

– Как Вы отдыхаете?

– Путешествия. Дача. Люблю рыбачить. На спиннинг.

– Самая большая рыболовная удача?

– Щука на три килограмма.

– Что бы Вы пожелали своим молодым коллегам?

– Нравственно расти. Все идет от этого. Самое главное – желание помочь больным, им плохо. И наша задача – помочь выбраться из беды, в которую они попали. Помочь, а не выполнить, что тебе в стандарте написали. Функция человека – нравственно расти. И начинать надо с себя.

Марина Есикова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.