Нижнетагильские хирурги выходят из конфликта с чиновниками явными победителями. Всего за несколько дней врачи добились для себя снижения нагрузки и получили дополнительные денежные выплаты. Между тем случаи массовой готовности медиков к увольнениям зафиксированы уже во многих городах РФ. Опасаясь распространения такого явления на всю страну власти быстро реагируют, причем на проблемы одного из отделений городской больницы откликаются не только региональные и федеральные министры, проблему заметили и в Кремле. Профсоюзы медиков считают, что удачный опыт борьбы за свои права будет быстро распространяться и в других регионах. При этом закручивания гаек и каких-то репрессий медики вряд ли испугаются, так как за ними стоят тысячи пациентов.
Хирурги Центральной городской больницы № 1 Нижнего Тагила, ранее массово написавшие заявления об увольнении, вернутся к работе, получив стимулирующие выплаты за повышенную нагрузку в июле и августе, сообщила пресс-служба Министерства здравоохранения. Помимо выплат за два предыдущих месяца вернувшимся к работе врачам в больнице расширяют штат, со следующей неделе там должны начать работать два новых хирурга.
Ранее сообщалось, что шесть хирургов Нижнетагильской больницы и еще три Демидовской больницы написали заявления на увольнение из-за высокой нагрузки, которая не компенсировалась денежными выплатами.
Заведующий хирургическим отделением городской клинической больницы (ГКБ) № 1 в Нижнем Тагиле Юрий Изотеев связывал массовое увольнение коллег с кадровым дефицитом. По его словам, увеличение нагрузки на хирургов началось около двух лет назад. Но увольнение хирургов из Демидовской больницы и перераспределение больных среди оставшихся больниц послужили толчком к возникновению острой ситуации. На шесть хирургов ГКБ приходилось 30 круглосуточных дежурств в месяц. Так как одновременно должны дежурить сразу два врача, то на каждого специалиста в месяц приходилось по 10 ночных дежурств, а после отработки в течение суток врач должен заступать на очередную дневную смену.
После массового увольнения на ситуацию быстро среагировали не только чиновники Свердловской области и федерального Минздрава (специальная комиссия министерства проводит анализ ситуации). Даже представитель Кремля заявил по этому поводу, что власти регионов должны активно решать проблему зарплаты врачей.
«Существует главная цель. Цель, которая, как докладывается главами регионов, выполняется. Это поддержание зарплат врачам не ниже средней по экономике региона. Эти показатели контролируются и федеральными органами власти, соответствующими министерствами, и из этого мы исходим», – сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
«Там, где эти показатели по каким-то причинам не соблюдаются, это должно быть предметом для активного вмешательства региональных властей, потому что именно региональные власти несут ответственность за соблюдение этих параметров», – добавил он.
Проводившаяся в стране реформа здравоохранения, очевидно, привела к результатам, которые не нравятся ни врачам, ни пациентам, ни теперь, после ряда громких протестов медиков, – уже и властям. О провале в первичном звене российского здравоохранения 20 августа заявил даже президент Владимир Путин на совещании по модернизации этого самого первичного звена.
Коллеги протестовавших хирургов говорили, что главный их посыл не деньги, а выросшая нагрузка, за которую им сразу не дали компенсацию. Ведь не секрет, что уровень зарплат бюджетников многие регионы не хотят или не могут держать на уровне, который как бы зафиксирован в майских указах президента от 2012 года.
Майский уровень зарплат в больницах часто достигается за счет увеличения нагрузки и увольнения персонала. В августе, например, стало известно об увольнении свыше 700 врачей из Московского онкологического центра имени Н.Н. Блохина, по крайней мере это следует из копии приказа, опубликованной в сетях. Это вызвало волну недовольства медиков и напряженность среди пациентов центра, от судьбы которого буквально зависят и их судьбы.
А на словах власти обещают развивать медицину, укреплять в том числе и онкологическое направление. Глава кабинета министров Дмитрий Медведев на совещании по социальной политике в среду опять говорил о важности того, чтобы все меры, которые принимаются, давали эффект. «Продолжаем укреплять первичное звено – поликлиники, ФАПы, амбулатории. Поддержим людей, которые там работают. Поскольку первое, что делает человек, когда заболевает, – естественно, идет в поликлинику или вызывает врача», – говорил он членам кабинета. Он напомнил о том самом совещании у президента: «Задача поставлена – разработать региональные программы модернизации первичной медико-санитарной помощи. И, конечно, что самое сложное, найти источники финансирования или софинансирования для этого. Предложения на эту тему готовятся.
Серьезные силы и деньги продолжим вкладывать в борьбу с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Проведем в ближайшие два года масштабную всероссийскую диспансеризацию», – заявил Медведев.
Власти, очевидно, серьезно восприняли громкий демарш медиков и боятся повторения ситуации. В Свердловской области пошла цепная реакция, возник еще один крупный медицинский скандал. «Персонал больницы Качканара восстал против сокращения штата и объединения родильного и гинекологического отделений. Написали видеообращение к президенту Путину с криком о помощи. Реакция руководства была молниеносная», – рассказывают специалисты.
Власти заинтересованы в неповторении случаев массового увольнения врачей, подобных тем, что были в Нижнем Тагиле. Для этого будет проведен анализ зарплат хирургов по всей области, заявил журналистам вице-губернатор региона Павел Креков.
Эксперты «НГ» полагают, что власти будут продолжать быстро и точечно решать проблемы бюджетников, чтобы не допускать разрастания процесса.
«Власти неоднократно говорили о том, что медицинским работникам нужно повышать зарплату. Судя по всему, этот тренд мы будем наблюдать в течение ближайших нескольких лет. Насколько я понимаю, это будет касаться бюджетной сферы в целом, – сказал «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Понятно, что при возникновении острых ситуаций реагировать приходится быстро. Я предполагаю, что такие ситуации будут выявляться и в других регионах, а купироваться они будут с помощью решения материальных проблем, улучшения условий труда. Власть у нас всегда быстро реагирует на социальные запросы общества, жаль, что у медиков это дошло до такой острой формы».
«Нижнетагильские хирурги – не первопроходцы. Всего несколько недель назад ровно такая же ситуация возникла в Рязани, там также врачи провели массовое демонстративное увольнение по собственному желанию. И реакция властей была тогда точно такой же: быстро и эффективно проблемы медиков были сняты, они вернулись на рабочие места. Так что совершенно однозначно этот опыт будет использован еще не раз, это могут быть как массовые увольнения, так и забастовки, в том числе и так называемые итальянские, когда врачи действуют строго по инструкции, что также делает их работу, по сути, невозможной», – сказал «НГ» представитель профсоюза «Альянс врачей» Иван Коновалов.
Проблемы с зарплатами и увеличением нагрузки – не единственные, из за которых врачи прибегают к массовым увольнениям. В марте в Кирове массовым увольнением врачи привлекли внимание общественности к аресту своей коллеги – ее прилюдно заковали в наручники и обвинили в смерти ребенка, который, как потом оказалось, был на неделю брошен его матерью без еды и воды. Тогда благодаря вмешательству президента Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля Следственный комитет быстро освободил женщину.
По мнению Коновалова, опытом врачей могут воспользоваться и другие бюджетники, хотя активность врачей, на его взгляд, выше. «Я не исключаю, что этот метод борьбы за свои права станут применять, например, учителя, хотя пока протестные настроения среди медиков более сильные», – говорит он. Коновалов не думает, что власти смогут применить более жесткие меры к участникам протестов, если их количество значительно вырастет. «Если речь пойдет о всероссийской забастовке медиков, в которой примут хотя бы 20% работников отрасли, что власти смогут сделать с ними: уволить, арестовать? А кто тогда будет лечить людей? За каждым врачом – сотни его пациентов. На мой взгляд, ни один губернатор не захочет, чтобы под его окнами собралась многотысячная толпа из людей, которых некому лечить».
Для системного решения проблемы нужно применять системные меры, считает Коновалов. «Менять надо очень многое. Как минимум надо срочно отменить абсурдную систему планирования: врач не столько думает о здоровье пациентов, сколько планирует и отчитывается о выполнении планов, созданных в рамках системы ОМС. При этом есть план по реанимации, по смертности! Надо уходить от чрезмерной бюрократизации, в больницах стало огромное количество экономистов, бухгалтеров, администраторов с большими зарплатами. И, конечно, надо бороться с коррупцией», – заключает профсоюзный деятель.
Источник: http://www.ng.ru/economics/2019-08-28/2_7661_doctor.html