Обязанность поликлинических учреждений предоставлять в военкоматы для работы медицинских комиссий врачей различных специальностей закреплена федеральным законодательством. Но поскольку такие медицинские комиссии работают в круглогодичном режиме, а не только во время призывных кампаний, то для врачей, в них работающих, военкомат, по сути, является постоянным рабочим местом. Хотя работодателем, говоря языком юридическим, остается поликлиника. И заработную плату им начисляют в поликлинике, и налоги, а также отчисления в различные фонды (пенсионный, ОМС, соцстрах), с их заработной платы тоже платит поликлиника. Военкоматы же должны полностью возмещать поликлиникам эти затраты.
Но какое-то время назад военным ведомством было приято странное решение: затраты на заработную плату поликлиникам возмещать, а на налоги и отчисления – нет.
Основанием для такой позиции явилось Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.02.2009 № 440/09, в котором указано, что дополнительных расходов, кроме выплаты медперсоналу заработной платы за период участия в призывной кампании, участие медицинской организации в реализации Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не создает. Уплата страховых взносов с фонда заработной платы дополнительным расходом не является, поскольку обязательна независимо от участия в деятельности военкомата. Таким образом, согласно позиции высшей судебной инстанции, сумма страховых взносов не подлежала компенсации за счет средств федерального бюджета.
Справедливости ради стоит сказать, что практика «за одно плачу, а за другое – нет» существует не во всех территориях. Например, в Московской области, военные комиссариаты продолжают компенсировать медицинским организациям расходы по начислениям на оплату труда и после принятия данного судебного определения.
Новосибирской области не повезло. Целый ряд лечебных учреждений пытался оспорить данное решение. МБУЗ города Новосибирска «Городская клиническая больница № 11», МБУЗ города Новосибирска «Городская поликлиника № 14», МБУЗ города Новосибирска «Консультативно-диагностическая поликлиника № 27», МБУЗ города Новосибирска «Городская поликлиника № 20», ГБУЗ Новосибирской области «Бердская центральная городская больница» г.Бердск) обращались в Арбитражный суд Новосибирской области о взыскании с Военного комиссариата Новосибирской области соответствующих сумм задолженности. Но их обращения были оставлены судом без удовлетворения.
Между тем в поликлиниках приходилось решать вопрос, с каких источников платить налоги за сотрудников, которые только числятся, но при этом не оказывают помощь приписному населению ни в рамках программы госгарантий, ни по платным услугам.
Попробовало ГАУЗ Новосибирской области «Городская клиническая поликлиника № 1» оплатить налоги из средств, поступающих из Фонда ОМС, как тут же при проверке данные расходы были определены как неэффективное использование средств ОМС. Осуществление таких выплат за счет доходов учреждений от оказания платных медицинских услуг также не имеет под собой никаких оснований, поскольку медицинские работники, привлекаемые Военным комиссариатом Новосибирской области для реализации Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», никакого участия в оказании таких услуг не принимают.
Между тем расходы на выплату страховых взносов за врачей-специалистов, привлекаемых военкоматами, составляют для медицинских организаций ощутимое финансовое бремя, достигая за 2-3 года нескольких сот тысяч рублей.
Правление НОАВ поднимало вопрос о решении сложившейся ситуации, было направлено письмо в министерство здравоохранения Новосибирской области. Кстати, областной минздрав полностью разделяет озабоченность Ассоциации и стоит на стороне медицинских организаций.
В начале марта появилась надежда, что справедливость, что называется, восторжествует.
12 марта 2015 года Арбитражным судом Новосибирской области было рассмотрено дело №А45-26228/2014 о взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Новосибирской области» расходов по уплате среднего заработка и начислений на оплату труда (страховых взносов) медицинских работников, направленных ГБУЗ НСО «Городская поликлиника № 20» в отдел Военного комиссариата Новосибирской области по Октябрьскому району и Центральному административному округу города Новосибирска. Требования медицинской организации были полностью удовлетворены. Аналогичный иск еще раньше был выигран в Тюменской области, при этом Верховный суд РФ не нашел оснований для пересмотра судебного решения, вынесенного в пользу медицинской организации.
По словам кандидата юридических наук, юрисконсульта ГБУЗ НСО «Городская поликлиника № 20» Людмилы Николаевны Плехановой, взыскание в судебном порядке сумм страховых взносов, начисленных на оплату труда медицинских работников, направленных в отделы Военного комиссариата Новосибирской области, имеет явную положительную перспективу и для других медицинских организаций.
Но все же каждый раз обращаться в суд, наверное, не очень правильно. Да и времени требует немало. Поэтому Правление НОАВ приняло решение через Национальную медицинскую палату обратиться к министру обороны РФ С.К. Шойгу с предложением выработать общий для всех военкоматов субъектов РФ механизм возмещения расходов медицинских организаций, предусматривающий компенсацию среднего заработка медицинских работников с учетом начислений (страховых взносов) на фонд оплаты труда.
Уж если мы строим правовое государство, то, наверное, полное и единообразное соблюдение федерального законодательства на всей территории страны, является обязательным условием этого процесса.
Марина Есикова