В Москве обсудили проблемы введения саморегулирования в здравоохранении

Коренное отличие здравоохранения России от здравоохранения других стран мира состоит в том, что в российской системе главным субъектом лечебной деятельности является медицинское учреждение, а не врач. Возникает проблема ответственности медицинских работников, которые, не обладая соответствующими правами, не включены в механизм ответственности за профессиональную деятельность. Решить проблему можно только через создание саморегулируемых медицинских организаций, которые получат ряд государственных управленческих функций. Такое мнение высказал председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников на круглом столе «Особенности саморегулирования профессиональной деятельности в здравоохранении», который прошел в Москве в рамках V Всероссийского форума саморегулируемых организаций 20 марта.

Три проблемы, которые решит саморегулирование

Во многих случаях, как отметил Калашников, государство не обладает достаточной компетенцией для принятия соответствующих решений, однако для саморегулируемых организаций такие задачи не являются проблемой. В качестве примера спикер привел наличие института главных специалистов Минздрава. «Институт главных специалистов есть в любой стране, — сказал Сергей Вячеславович. — Им доверено определять политику в той или иной нозологии. Но на сегодняшний день главные специалисты Минздрава, которые должны выполнять экспертную функцию, искусственно сужают свои возможности и функции, передавая их экспертному совету. Однако никакие эффективные советы невозможно дать без широкого обсуждения в профессиональном сообществе методов лечения, лекарственных форм, организации соответствующего направления». В частности, по словам Калашникова, минимум 30% лекарств из тех, что входят в ЖНВЛС, по оценке лечащих врачей, либо устарели, либо значительно менее эффективны, чем аналоги, либо вообще запрещены в Евросоюзе. Однако, будучи рекомендованы главными специалистами, они попали в список. При существовании соответствующих профессиональных сообществ этого не было бы допущено.

Еще одной проблемой является профессиональная незащищенность врачей, сказал Калашников. «Речь идет не о профсоюзе, — отметил он, — речь идет о профессиональной защите специалистов, принимаемых во врачебный союз. Причем необходимо не только защитить членов такого союза, но и сделать так, чтобы исключение из профессиональной ассоциации лишало врача возможности найти работу».

Третья проблема заключается в том, что профессиональные организации очень трудно объединяются и без соответствующей вертикальной структуры не могут быть институтом гражданского общества и фактором управления.

Тернии на пути саморегулирования

Заместитель председателя комитета по здравоохранению Государственной Думы Сергей Дорофеев отметил, что концепция развития саморегуляции была разработана по заданию президента РФ Владимира Путина. Разработчиками явились РСПП вместе с Минэкономразвития. До недавнего времени имелся лишь базовый закон о саморегулируемых организациях № 315 и несколько частных законов, однако общей концепции развития саморегулируемых организаций до сих пор нет. Поскольку стали появляться законы, которые противоречат друг другу и самой идеологи развития саморегулирования, президент дал задание разработать общие правила саморегулирования в любой области. Причем в этой концепции утверждается необходимость национального объединения даже при добровольных формах саморегулирования. Именно Национальное объединение, отметил Дорофеев, может получить часть государственных функций, так как добровольные объединения саморегулируемых организаций такие полномочия не подразумевают. По сути, в этой концепции можно выделить несколько квалифицирующих признаков, которые относятся как непосредственно к самой организации, так и к системе саморегулирования, регламентируя национальные объединения и установленные процедуры допуска к профессии. Базовый закон №315, сказал Дорофеев, нацелен на саморегулирование организаций, основанных на добровольном членстве субъектов, прежде всего предпринимательской детальности, либо субъектов профессиональной деятельности. В этом же законе имеются определенные квалифицирующие признаки, которые предъявляются к саморегулируемой организации: наличие субъектов, стандартов, обеспечение имущественной ответственности. За последним определением стоит страхование профессиональной ответственности, то есть ответственности за вред, который саморегулируемая организация может принести в результате деятельности ее членов. В основном это касается добровольных СРО, однако в этом же законе отмечена возможность наличия СРО с обязательным членством. Сложность состоит еще и в том, отметил Сергей Дорофеев, что основная цель закона № 315 – повышение конкурентоспособности при помощи саморегулирования, однако задача медицины — не конкуренция, а повышение качества лечения.

На сегодняшний день деятельность профессиональных медицинских организаций с особой правосубъектностью регламентируется статьей № 76 Федерального закона № 323 «Основы охраны здоровья граждан в РФ», что отличает их в правовом поле от остальных общественных организаций. Для определения рамок соответствия профессиональных медицинских объединений законодательству Правительство РФ выпустило Постановление № 907, в котором обозначило критерии, которым должно соответствовать общероссийское профессиональное медицинское объединение, чтобы оно могло получить дополнительные полномочия в сфере охраны здоровья. Такое объединение должно состоять из профильных (по специальностям) медицинских ассоциаций, не менее 25% которых входят в Национальное медицинское объединение. Кроме того, в национальное медицинское объединение должно войти не менее 50% территориальных организаций (субъектов РФ), то есть как минимум 43 организации. И только в этом случае Правительство может передать дополнительные полномочия такой организации.

Таким образом, в настоящее время необходимо реализовать два этапа.

1.

Самоорганизация – то, что пройдено на большинстве территорий РФ. Это создание медицинских Палат (Ассоциаций), которые будут объединять не менее 25 % врачей, работающих на территории субъекта РФ.

2.

Самоуправление – переходный этап к саморегулированию, который по сути можно назвать обучением профессионального сообщества навыкам самоуправления и саморегулирования, реализуя полномочия статьи 76 Федерального закона № 323 з и, возможно, новые полномочия по Постановлению № 907 Правительства РФ.

Кроме этого, в задачи, которые должна решать саморегулируемая организация, входят задачи по участию в системе получения непрерывного профессионального образования, страхования рисков профессиональной деятельности. Что уже сейчас реализуется с помощью пилотных проектов в некоторых субъектах РФ. Среди 96 медицинских специальностей, заметил Дорофеев, существуют специальности, которые исчисляются всего десятками специалистов в стране. В этом случае трудно предполагать, что страхование может проводиться по профильному признаку, оно должно проводиться, скорее всего, среди всех врачей, работающих на территории субъекта РФ. При этом коэффициенты рисков у врачей разных специальностей могут быть разными.

Надо двигаться вперед

Говоря о страховании профессиональной ответственности, председатель Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль отметил, что в настоящее время пилотный проект страхования отрабатывается в Тюмени, и в скором времени будут получены все необходимые лицензионные документы. «Мы стоим на позиции допущения к практической работе только членов единого медицинского объединения страны с возможностью исключения за нарушение этических норм и профессиональной непригодности, — сказал Леонид Михайлович. — Можно принять множество этических кодексов, но они не будут работать, если врач не является членом работающей в едином ключе ассоциации. Мы стали на правильный путь. Он трудный, так как на сегодняшний момент профессиональное сообщество еще не готово полностью взять на себя ответственность за свою деятельность. Однако надо двигаться вперед, потому что времени решать подобные правовые вопросы у нас уже попросту нет».

P.S. 17 апреля в Государственной Думе РФ состоятся Парламентские чтения, посвященные саморегулированию в здравоохранении.

По материалам АМИ-ТАСС

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.