В соответствие с Распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты груда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 годы» с 2014 по 2016 годы должен быть осуществлен переход здравоохранения на эффективные контракты.
Благие цели
Суть понятия «эффективный контракт», согласно этому документу, трактуется следующим образом: «Это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки». При этом в отношении каждого работника «должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования».
В конечном итоге, на деле должен быть реализован принцип: «Кто много и качественно работает, должен много и зарабатывать». Но готово ли система здравоохранения сегодня реализовать этот принцип, а значит и Распоряжение Правительства РФ?
Главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница № 34», член Общественной Палаты Новосибирской области Владимир Ярохно считает, что не готова. Далее – его виденье проблемы.
Нет базовых вещей
– Примерная форма трудового договора предусматривает включение сведений о норме выработки (нагрузки), т.е. количественных показателей и видов поручаемой работы, подлежащей выполнению за период рабочего времени. Сегодня в здравоохранении в целом и в отдельных ЛПУ количественные нагрузки на мед. работника оцениваются очень примитивно, через количество отработанных часов, участков, совмещение профессий и тому подобное, не связанное с фактическими интеллектуальными и физическими затратами. Например, врач-терапевт в плановой больнице дежурство может провести на диване, а его коллега в больнице скорой помощи может за дежурство принять десяток пациентов с неотложными состояниями и даже не присесть. И зарплату в соответствии с нашим отраслевым соглашением, получит на 15% меньше. Согласитесь, коллеги, что это как минимум, несправедливо. А еще отменили штатные нормативы, и никто не может объяснить, как определить фонд оплаты труда лечебного учреждения. Очевидно, что очень непросто соотнести нормы нагрузки у работающих по одной специальности в разных учреждениях, архисложно это сделать между хирургом и акушером, акушером и травматологом. Но это надо делать, коль мы имеем единую, государственную систему учреждений здравоохранения. Это сделано во всех странах с рыночной экономикой. Сделано медицинским сообществом, а наши многочисленные сообщества этой проблемы не видят. Минздрав РФ в течение нескольких лет не может определиться с базовыми окладами, проект приказа об установлении общих требований к штатам медицинских организаций более полутора лет без движения висит на сайте министерства. Ну, определятся они с профессиональными группами. Но это же группы. А эффективный контракт? Он же под конкретное рабочее место. В соответствие с действующим законодательством, да и, по сути, вся эта работа должна быть сделана федеральным органом. Они должны быть едиными для всей территории.
По словам заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Леонида Печатникова, средняя заработная плата врачей в медицинских учреждениях города составляет 60 тысяч рублей и к 2018 году составит 140 тысяч и более. Можно порадоваться за своих московских коллег, наверное, они что-то знают и умеют такое, что недоступно нам. Но ведь это нонсенс для единого государственного здравоохранения. Какая после это останется провинциальная, сельская медицина?
Какой принцип внедрять
Эффективен ли эффективный контракт?
Нельзя обеспечить отдельному сотруднику учреждения оплату по затратам, если само учреждение ограничено объемами финансирования, не связанными с реальными объемами его работы.
Как считать?
– И еще один момент. Если мы сегодня собираемся платить доктору за количество пролеченных больных, то мы должны понимать, что будет, если доктор пролечит большее или меньшее число пациентов. Если меньше, то с него снимут деньги. А если больше – скажут спасибо? Ведь сегодня больнице получить со страховых компаний средства за пролеченных больных сверх госзаказа можно только через суд. А неотложная помощь тем, у кого по каким-то причинам нет полисов ОМС, не оплачивается в принципе. Счетная Палата РФ отметила, что средства на оплату неотложной медицинской помощи есть только в программе госгарантий Ставропольского края. Мы в области говорим об этом уже не один год. Но сдвигов-то нет. А ведь этими «неоплаченными» пациентами кто-то занимался, тратил свое рабочее время. К примеру, наша больница только в этом году недополучила, таким образом, более 10 млн. рублей. Без решения этих вопросов нельзя выстроить справедливую систему оплаты труда.
Нужна рабочая группа
– Мы переживали много разных кампаний. И если сегодня не начать серьезную работу по внедрению новой системы оплаты труда в здравоохранении, то это все опять превратиться в очередную кампанию. Мы отчитаемся, поставим галочку, но, по большому счету, ничего не изменится. Надо, на мой взгляд, создавать рабочую группу, в которую вошли бы все заинтересованные стороны: министерство здравоохранения, профсоюзы, министерство труда, профессиональные сообщества врачей и медицинских сестер. Это должна быть серьезная работа, потому что вопрос оплаты труда – вопрос главный, это вопрос социальной справедливости, если уж мы провозгласили, что строим социально ориентированное государство.
Обнадеживает одно из недавних высказываний министра здравоохранения Российской Федерации В.Скворцовой: «Переход на эффективные контракты не будет одномоментным. Это сложная работа, которую нужно тщательно подготовить. Одно из условий – создание для врачей системы обучения и консультирования, внедрение электронных рабочих мест врача. Второе важнейшее направление – это создать точную «систему координат» и критериев, по которым должна оцениваться работа каждого специалиста. Речь, в частности, идет о внедрении единых требований к качеству оказания медицинской помощи.
Только после того, как необходимая правовая база будет создана, начнется поэтапный перевод медработников на работу по «эффективному контракту».
Только мне не понятно – кто остановит круги, которые уже разошлись из Москвы, а территории уже рапортуют о внедрении эффективного контракта в своих медицинских учреждениях.
PS: И последнее. Хотелось бы у кого-нибудь уточнить. Поскольку в распоряжении правительства РФ идет разговор «о совершенствовании оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях», мы будем отрабатывать количественные и качественные критерии труда и так называемого прочего персонала: электриков, слесарей, бухгалтеров, плановиков и т.п.? Нельзя же объять необъятное.
Гл. врач ГБУЗ «Городская клиническая больница № 34»
Владимир Ярохно