Для общественного обсуждения будут представлены консолидированные поправки представителей Минздрава России и Национальной медицинской палаты к приказу, регламентирующему порядок оказания скорой медицинской помощи. Приказ №388н «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» вступил в действие с января 2014 года, однако, по мнению представителей медицинского сообщества, он требовал доработок и переноса сроков начала действия. Сейчас Минздрав России разработал ряд поправок, представители Палаты их оценили и подготовили свои замечания. Недавно было проведено совещание по обсуждению изменений в приказ. По его итогам профильные департаменты Минздрава России определят формулировки предложенных поправок и возможность их внесения в приказ. В ближайшее время итоговый проект изменений будет доступен для последующего широкого общественного обсуждения.
Как отмечает, Алексей Бойков, председатель правления НП «Ассоциация руководителей скорой медицинской помощи» (г. Санкт-Петербург), идеология поправок Национальной медицинской палаты сводится к тому, чтобы дать больше полномочий субъектам РФ в реализации порядка оказания скорой медицинской помощи. «У нас большая страна с различиями в организации системы здравоохранения в каждом регионе, порядок должен задать направления, общую карту движения, а уже конкретикув его реализации все же нужно оставить за регионами», –отмечает Бойков.
Работая над поправками, НМП постаралась выявить наиболее острые проблемы, возникающие в связи с реализацией приказа на местах и предложить решения.
Например, пункт в приказе, который регламентирует виды специализированных бригад скорой помощи.«В некоторых регионах существуют специализированные бригады кардиологического и неврологического профиля, и пункт, где говорится о консультативных бригадах – является основополагающим для сохранения этих бригад в регионе», – отмечает Бойков. Поэтому суть поправки НМП заключается в уходе от жёсткой регламентации видов бригад. «Специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи подразделяются на бригады анестезиологии-реанимации, психиатрические и другие узкопрофильные бригады по решению органов управления здравоохранения субъектов РФ», – такую редакцию пункта 5 приложения № 2 «Правила организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи» предлагает НМП. Комплектовать узкопрофильные бригады предлагается по решению органов управления здравоохранения субъектов РФ.
Также представители Национальной медицинской палаты предлагают оставить за субъектами РФ право формировать нормативы работы общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи исходя из территории обслуживания и количества обслуживаемого населения.
Еще один вопрос – комплектация оборудованием бригад скорой помощи. «Замена оборудования в соответствии с новыми «Порядками » – принципиальный вопрос, который обсуждался на последнем совещании в Минздраве. Его участники согласились с тем, что из требований необходимо убрать избыточное оборудование и по многим вопросам предоставить решение о комплектации оборудованием бригад СМП регионам, в зависимости от их особенностей – демографических, эпидемиологических и т.п.», – отмечает Алексей Бойков.
Одним из проблемных аспектов приказа остаются критерии,которые регламентируют поводы для вызова скорой помощи. Именно их юридическая неопределённость может поставить под удар руководителей служб скорой помощи различных уровней. «Формулировки этого пункта взяты из ФЗ №323 «Об основе здоровья граждан РФ», а в рамках самого приказа внести изменения юридически невозможно. Потому остаётся два варианта: либо менять закон, а это достаточно сложная процедура, либо разрабатывать методические рекомендации – каким образом расценивать повод к вызовам скорой помощи», – говорит Алексей Бойков. Разработчики поправок к проекту приказа, в частности, предложили вовсе исключить пункт, регламентирующий поводы для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме. Однако, исключение данного пункта повлечет за собой увеличение вызовов в неотложной форме на бригады, оказывающие медицинскую помощь в экстренной форме. Тем самым, при недостатке выездных бригад СМП, обязательно появятся задержки в направлении на вызовы в экстренной форме, считают в НМП. Эксперты Палаты полагают, что это один из сложнейших пунктов приказа и следующим шагом работы над ним должна стать проработка методических рекомендаций, на которые смогут опираться регионы.
Среди поправок Национальной медицинской палаты также усиление роли приёмных отделений стационаров.«Нужно восстановить палаты интенсивной терапии и реанимации в приемных отделениях, подняв их на современный уровень»,считает Леонид Рошаль. «Приказ подразумевает, что при больницах, обслуживающих определённое количество населения, должны быть организованы новые структуры – отдельные отделения скорой медицинской помощи. Однако в подавляющем большинстве больниц страны организовать отдельное отделение скорой медицинской помощи на территории существующих приемных покоев не представляется возможным. Это связано с тем, что больницы построены по старым проектам, их переделка (с созданием залов) просто не реальна и дорога. Кроме того, сегодня возможности по закупке нового оборудования и кадровому обеспечениювызывают сомнения. Если где-то можно реконструировать приёмные отделения или планировать такие отделения скорой медицинской помощи при строительстве новых корпусов – это, конечно, можно делать. Но это не должно быть обязательным требованием для всех больниц. Кроме того, есть хороший опыт работы
в НИИ им. Склифосовского. Там организованы отдельные реанимационные палаты в корпусах соответствующего профиля – отделения, например, для кардиологических, токсикологических, ожоговых больных. Пациенту моментально оказывают помощь, без первичного осмотра врача общей практики, как планируется в новых отделениях скорой помощи, без «таскания по разным этажам» для диагностики и так далее. Есть и другая модель: в Москве в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии на первом этаже, на территории приемного покоя создана первоклассно оборудованная палата интенсивной терапии и реанимации, куда скорая непосредственно доставляет пациентов. Эта палата функционально относится к отделению анестезиологии и реанимации. Скорая помощь информирует институт о том, что везут тяжелого больного, например, с сочтенной травмой. Пациента в этой палате уже одновременно встречают реаниматолог, травматолог, нейрохирург и хирург и оперативно решают все вопросы на месте. Таким образом, мы приближаем оказание специализированной помощи к больным. Подчеркну, что все реанимационные мероприятия в полном объёме осуществляются в этой палате. Никакой разницы нет, между уровнем диагностики и лечения в этой палате и в отделении реанимации и интенсивной терапии. Нужно восстанавливать и поднимать на современный уровень такие палаты при приемных покоях. Никаких проблем с приемом не тяжелых больных разного профиля в общем приемном покое у нас нет. И вообще, этот раздел, с моей точки зрения, по недоразумению попал в настоящий приказ. Он относится к организации работы стационаров, а не скорой помощи в прямом понимании этого слова».
Еще одно неоднозначное положение приказа – декларированные должности фельдшер-водитель. Эксперты Палаты, в частности, отмечают, что пока такой должности не существует. «Фельдшер-водитель должен иметь среднее медицинское образование по специальности «фельдшер» плюс стаж работы водителем не менее 3 лет (не водительские права (!), а запись в трудовой книжке). Непонятно также, как его тарифицировать, то есть, какая у него должна быть зарплата, должен ли он раньше выходить на пенсию (у фельдшеров «Скорой помощи» – льготные условия выхода на пенсию). Этого никто не знает. Можно сколько угодно теоретизировать и говорить о пользе такого совмещения должностей и функциональных обязанностей, но мы пока к этому не готовы – ни тарификацией, ни технологией, ни менталитетом, ни восприятием», – говорит Алексей Бойков.
Важной является поправка Палаты, которая более чётко разграничивает ответственность между медицинскими работниками скорой помощи и приемных отделений стационаров. «Ответственность за состояние пациента, находящегося в приемном отделении (стационарном отделении скорой медицинской помощи) возлагается на медицинских работников приемного отделения (стационарного отделения скорой медицинской помощи) медицинской организации» – так предлагают указать в приказе эксперты Палаты.
Поправки разработчиков и представителей НМП затрагивают и разные технические особенности, например, способ вызова скорой помощи при помощи SMS-сообщений. Очевидно, что для такого сервиса для пациентов необходимо соответствующая инфраструктура, программы вызова, которые на сегодняшний день отсутствуют. Разработчики поправок предлагают внести обоснованную корректировку в пункт 9 – после слова «(SMS)» добавить уточнение – «для лиц с ограниченными возможностями здоровья при наличии технической возможности».
Алексей Бойков отмечает:«Достигнуто понимание между специалистами МЗ и НМП, а это очень важно. Мы перешли к конструктивному диалогу стали слышать друг друга. Надеемся, что уже в этом месяце консолидированный документ c нашими поправками будет издан для последующего общественного обсуждения. А от этого точно выиграют и пациенты, и сотрудники скорой медицинской помощи».