В последнее время в намерениях Минфина прослеживается тенденция – получить за меньшие деньги большую эффективность здравоохранения. С позиции финансистов – это понятно, но не уверен, что наше здравоохранение за меньшие деньги будет работать с большей эффективностью.
В 2013 году были завершены начатые в 2011 году беспрецедентные по масштабу и финансовому обеспечению региональные программы модернизации здравоохранения, на которые было выделено более 664 млрд рублей. Решили ли они все проблемы? Конечно, нет. На мой взгляд, решили лишь 30 процентов проблем.
Можно ли с такой модернизированной базой рассчитывать на большую эффективность? В определенной мере – да, если сравнивать с тем, что было три года назад. Можем ли мы позволить себе не наращивать расходы в здравоохранении? Наверное, нет.
Нам говорят, что количество денег в здравоохранении не уменьшилось. Действительно, не уменьшилось, а в абсолютном значении даже увеличилось в консолидированном бюджете здравоохранения. Но если мы посмотрим в относительных цифрах по отношению к ВВП, то цифра уменьшается из года в год. Тех трёх процентов ВВП, которые тратятся на здравоохранение, явно недостаточно.
Мы в Комитете Госдумы по охране здоровья это очень хорошо понимаем. Наш Комитет был единственным, кто принципиально голосовал против бюджета, вне зависимости от фракционной принадлежности. Считаю, что невозможно обеспечить поступательное развитие и эффективность системы здравоохранения, не увеличивая финансирование.
Какими силами и средствами можно увеличить эффективность здравоохранения? Это, прежде всего, кадры. На сегодняшний день у нас дефицит врачей и медицинских сестер. Несмотря на колоссальные усилия, которые прилагаются и государством, и министерством для изменения этой ситуации, принципиальных сдвигов не происходит.
Бывая в регионах, я не вижу, чтобы кто-то из представителей здравоохранения мог похвастаться, что у него нет дефицита врачебных кадров. В разговорах с главврачами, заведующими отделениями понимаешь, насколько велик этот кризис, и, следовательно, рассчитывать на то, что мы меньшими силами сможем эффективно работать, – неправильно; это значит, вводить в заблуждение себя, правительство и население.
У нас не хватает каждого третьего врача, несмотря на то, что министерство называет меньшую цифру. Почему оно считает, что не хватает порядка 40 тыс. врачей, я не очень понимаю. Ещё год назад не хватало 200 тыс. врачей, если учесть, что у нас более 400 тысяч врачей работает в системе, а должно работать по старым нормативам не менее 600 тысяч. Сохраняется дефицит и медсестёр.
При этом возрастной ценз 40 процентов медработников – это лица пенсионного и предпенсионного возраста. Лишь пять-семь процентов врачей имеют стаж около трёх лет.
Какими еще средствами мы располагаем, чтобы работать эффективно? Многие здания благодаря модернизации действительно отремонтированы, но не везде. Далеко не всегда средства на модернизацию были использованы рационально.
Кое-где модернизированные ФАПы, обшитые сайдингом, обеспеченные каким-то оборудованием, так и оставались пятистенной избой. И говорить, что ФАП стал более современным и эффективным, не приходится. Хотя, справедливости ради надо сказать, что в некоторых регионах пошли другим путем и стали устанавливать более современные и более дорогие передвижные ФАПы. Мне кажется, что это и есть эффективность – пусть за большие деньги, но это позволяет уходить от вчерашнего дня.
За последние 10-15 лет в регионах не много введено новых зданий в поликлиническом звене, при том, что первичная медпомощь становится у нас основной. Часто бывая в субъектах, пытаюсь посмотреть детскую поликлинику. Очень редко, когда в областном центре кто-то может показать типовую детскую поликлинику. В основном под детские поликлиники приспособлены старые магазины, полуподвальные помещения.
В позапрошлом году наш Комитет предложил продолжить строительство перинатальных центров. Изначально речь шла о детских медучреждениях в целом, но поскольку денег не хватило, остановились только на перинатальных центрах.
Я убежден, что необходима федеральная целевая программа по строительству новых зданий для медицинских организаций. Невозможно в старых помещениях, которые иногда не соответствуют даже требованиям СанПиНа, организовать современное технологическое обеспечение лечебного процесса.
Совершенно согласна с мнением Дорофеева Сергея. От себя хочу добавить: по моему, чтобы решить вопрос с кадрами, пора вновь вернуться к распределению специалистов после окончания мед. вузов и училищ, хотя бы тех, кто учился на бюджетной основе, ведь на их обучение были потрачены средства из государственного бюджета, так почему бы и не поработать годика 2-3 в муниципальном учреждении, а там глядишь и понравилось бы. Кто то ушёл, а кто то бы и остался, так вопрос бы и решился.