Информатизация здравоохранения после передачи в регионы фактически зашла в тупик
Год назад Минздрав перестал выделять средства на информатизацию здравоохранения, рассчитывая, что проект подхватят регионы. Местные власти к решению задачи оказались не готовы, в результате реализация идеи оказалась под угрозой срыва. Изначально предполагалось, что блага информатизации будут выражаться не только в удобстве для врача и пациента, но и в решении системных проблем здравоохранения, связанных с назначением ЛП, выпиской электронных рецептов, доступом к достоверной статистической информации и т.д. В настоящее время более-менее полноценно работает лишь сервис удаленной записи к врачу, что с задачами информатизации отрасли соотносится довольно условно.
В ходе реализации проекта по созданию Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) возникли проблемы, вызванные недостаточным финансированием и неготовностью ИТ-компаний к долгосрочному сотрудничеству с Минздравом. Об этом заявил зам. директора Департамента информационных технологий и связи Минздрава Роман Сафронов 18 марта на конференции “ИКТ в госсекторе 2014”. “В 2013 г. федеральное финансирование закончилось, и в 2014 г. мы увидели, что регионы не готовы выделять из своих бюджетов средства даже на эксплуатацию тех ИТ-решений, что уже внедрены”, – сообщил чиновник.
Энергичное начало
Государственная программа информатизации здравоохранения вступила в силу по приказу Минздрава в 2011 г. Она была призвана оптимизировать работу медучреждений с помощью компьютерных технологий и повысить качество услуг. Предполагалось внедрить систему удаленной записи на прием к врачу, сервисы электронной медицинской карты (ЭМК) и выписки электронного рецепта, сервис “Взаимодействие лекарственных средств” для врачей, создать электронную медицинскую библиотеку, а также внедрить средства телемедицины, оснастить станции и машины “скорой помощи” системами ГЛОНАСС.
Программа создания ЕГИСЗ была разделена на два этапа: базовая информатизация в 2011 – 2012 гг. и развитие созданных сервисов в 2013 г. По словам министра здравоохранения Вероники Скворцовой, на первый этап было выделено 20,2 млрд руб. из Федерального ФОМС и 9,2 млрд руб. – из бюджетов субъектов РФ. При этом регионы сами распоряжались своими средствами на закупку компьютеров, прокладку сетей и внедрение медицинских информационных систем. Еще около 4,9 млрд руб. Минздрав направил на создание и внедрение сервисов электронной очереди, электронной медкарты, создание центров обработки данных и аренду каналов связи. При этом, по мнению ряда экспертов, реальные потребности проекта в финансировании превосходили выделенные средства в 2 – 3 раза. Работы на первом этапе фактически начались в 2012 г., и, согласно отчетам чиновников, задачи создания инфраструктуры в целом удалось решить. Были проложены локальные сети, закуплены и подключены к сети Интернет компьютеры. Кроме того, началась разработка программного обеспечения. Была создана система удаленной записи на прием к врачу, к которой подключились практически все регионы, начата работа по внедрению ЭМК.
Минздраву удалось практически полностью оснастить станции и машины “скорой помощи” оборудованием ГЛОНАСС.
Второй этап не задался
В 2013 г. правительством было издано постановление о дальнейшем развитии и реформировании системы здравоохранения в России. Федеральное финансирование проекта к этому моменту завершилось, и документ второго этапа был подготовлен уже на основании региональных программ развития здравоохранения (в т.ч. информатизации здравоохранения) до 2020 г., которые федеральный Центр запросил у каждого субъекта РФ.
“Регионы посчитали все, учли все потребности, но денег им никто не выделил. Финансирование фрагментов ЕГИСЗ в 2013 г. из региональных бюджетов было существенно сокращено по сравнению с запланированным”, – рассказал “ФВ” зам. директора по развитию компании “К-МИС” Александр Гусев.
Здесь-то и начались проблемы, существование которых в марте публично признал зам. директора Департамента информационных технологий и связи Минздрава. Отсутствие упорядоченного регулирования и финансирования привело к тому, что реализация программы в субъектах Федерации пошла вразброд.
Есть регионы, владеющие собственными средствами, центрами компетенции, высококлассными специалистами в органах управления здравоохранением. За счет собственных человеческих и финансовых ресурсов они тянут этот проект дальше. В их числе Москва и Татарстан. В то же время ряд регионов отличается низкой компетенцией в этой сфере, где-то местным бюджетом не предусмотрены средства на развитие информатизации здравоохранения. Эти субъекты предоставлены сами себе. Там отдельные ИТ-компании поддерживают уже созданные проекты “по инерции”, но едва ли при отсутствии финансирования это будет продолжаться бесконечно, отмечают участники рынка.
“Сейчас очень высоки риски утраты эффективности от инвестиций, сделанных в 2011 – 2012 гг., риски несогласованного развития или даже стагнации. Кто-то будет идти вперед, кто-то начнет отставать. Но любая информационная система работает с той эффективностью и с той производительностью, с какой работает ее самое слабое звено. И если 5, 10 или 20 регионов перестанут развиваться и “застынут” на уровне конца 2012 г., это будет говорить о том, что вообще вся система на уровне страны не развивается”, – подчеркнул Александр Гусев.
Дело не только в деньгах
В сложившейся ситуации нет большой вины подрядчиков, отмечают участники рынка. “Не ИТ-компании виноваты в том, что на дальнейшее сопровождение и развитие проекта сегодня никто не хочет выделять деньги”, – полагает Александр Гусев.
Проблема недофинансирования программы, особенно региональных проектов, очевидна, соглашается руководитель направления по работе с государственным сектором Information Intelligence Group, “EMC Россия и СНГ” Вячеслав Кадников. Однако, по его мнению, неготовность ИТ-компаний к дальнейшему сотрудничеству с региональными органами управления здравоохранением во многом связана с тем, что у госорганов есть возможность заключать контракты только на календарный год.
“Проекты в области информатизации здравоохранения, как правило, рассчитаны на два-три года и не могут существовать с таким горизонтом планирования. А за год ни один масштабный проект внедрить невозможно”, – рассказал эксперт.
Еще одна серьезная проблема связана с отсутствием единых стандартов в этой сфере. Создание региональных фрагментов ЕГИСЗ регулируется пятью методическими рекомендациями, которые Минздрав разрабатывал в 2011 – 2012 гг. Но эти документы касаются лишь части вопросов первого этапа базовой информатизации, который уже закончился, и носят рекомендательный характер. В результате методы решения одной и той же проблемы в разных регионах различаются диаметрально.
“Сегодня региональные фрагменты создаются фактически в правовом вакууме. Есть приказ Минздрава о необходимости второго этапа информатизации, но нет ни одного документа, который бы регулировал, что необходимо делать, в какие сроки и в каких объемах”, – пояснил Александр Гусев.
Отсутствие дальнейшего финансирования в совокупности с правовым вакуумом к настоящему времени породило ситуацию, когда от ОТ-компании, которая создавала региональный фрагмент ЕГИСЗ в 2011 – 2012 гг., теперь требуют, чтобы она содержала созданные системы “за свой счет”, утверждают эксперты.
Несовершенство конкурсных процедур на заключение подрядов также вызывало критику со стороны участников рынка. Вячеслав Кадников полагает, что подряды зачастую были отданы компаниям, недостаточно компетентным в реализации такого рода масштабных проектов. Низкий профессионализм исполнителей вкупе с недофинансированием, по его словам, привели к ужасающему состоянию сегмента ЕИГСЗ в некоторых регионах. “Может быть, не надо проводить аукционы на огромные суммы, сотни и миллиарды рублей, единственным критерием победы в которых является предложенная цена?
Существующего финансирования могло бы хватить на решение большего числа задач. Может быть, надо хоть немного ориентироваться в реальном рынке и понимать реальные возможности его игроков?” – обращается с вопросом к Минздраву руководитель рабочей группы Экспертного совета Минздрава по ИКТ Михаил Эльянов.
Задачи первой необходимости
Разумеется, отрицать достижения программы информатизации здравоохранения тоже нельзя. Практически всем россиянам уже удалось опробовать систему удаленной записи к врачу. Хотя, на взгляд специалистов, ее внедрение не оправдывает колоссальные усилия и финансовые вложения с точки зрения работы системы в целом.
Для фармотрасли сегодня особенно важен проект создания сервиса электронных рецептов. “Эта система позволит упростить выписку рецептов для пациентов, которые ходят за ними раз в месяц. Возможно, что пациентам не придется для этого ходить к врачу, а электронные рецепты будут передаваться напрямую в аптеку”, – рассказал “ФВ” президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.
Больших усилий требует от специалистов задача охватить страну сервисом электронной медицинской карты. Он позволил бы получить качественно новый результат от информатизации, повысить преемственность медицинской помощи, анализа информации на основе первичных медицинских данных на всех уровнях, начиная от простого врача и заканчивая министром здравоохранения региона. В данный момент сервис проходит этап тестовой эксплуатации, ни один регион пока не перешел к его массовому внедрению, это задача ближайших месяцев. Однако вновь остро встает проблема финансирования. Даже если отдельные регионы и перейдут к промышленной эксплуатации электронных медкарт, на федеральном уровне проект находится под угрозой.
Кроме того, предстоит решить проблему сохранности персональных данных пациентов в сервисе ЭМК. Сегодня нет нормативных разъяснений и методических рекомендаций, как это сделать, какие технические или организационные средства защиты применять, каждое лечебное заведение предоставлено самому себе, рассказал Александр Гусев.
Чтобы вытянуть проект информатизации здравоохранения, Минздрав должен разработать специальные рекомендации для регионов, полагают эксперты. Участники рынка ждут от чиновников документов, содержащих более четкое регулирование этой сферы, более конкретное определение критериев информатизации, типовое описание этой процедуры. Разумеется, дальнейшее развитие проекта невозможно без решения вопроса о его финансировании.
Источник: «Фармацевтический вестник»