27 марта прошло собрание медицинской общественности Новосибирска, посвященное кадровой ситуации в здравоохранении и реализации ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения НСО на 2013-2017гг».
Говоря о кадровой ситуации в регионе, председатель НОАВ, депутат ГД РФ Сергей Дорофеев отметил, что Новосибирская область по обеспеченности кадрами не самый худший регион России, чему способствует ряд факторов, начиная от расположенных на территории медицинских учебных заведений и заканчивая достаточно серьезным вниманием к этому вопросу со стороны органов управления всех уровней.
Тем не менее, кадровый вопрос в настоящее время стал крайне болезненным. Продолжает наблюдаться отрицательная динамика. Только за 2012 год по сравнению с 2011 годом число врачей уменьшилось на 258 человек, а медицинских сестер более чем на 900 человек. При этом начинает ощущаться дефицит в тех специальностях, где его не было никогда. К примеру, сегодня не хватает 80 врачей педиатров.
Новосибирская областная ассоциация врачей считает, что на приток кадров в отрасль влияет целый ряд факторов:
– рост заработной платы у медицинских работников связан в первую очередь с интенсификацией труда;
– социальная защищенность значительно ниже, чем в других сферах;
– работа становится все менее привлекательной вследствие появления большого количества бумаготворческой деятельности, все меньше времени уделяется пациенту;
– работа за себя и за «того парня» все чаще приводит к эмоциональному выгоранию, нервным срывам, врачебным ошибкам;
– все чаще медики становятся объектами судебных разбирательств, причем нередко из-за нестыковок и пробелов в законодательстве.
Остановившись на отдельных разделах областной ведомственной программы «Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения НСО на 2013-2017 гг.», Сергей Дорофеев озвучил предложения Ассоциации врачей:
1. Министерству здравоохранения НСО проанализировать потребности медицинских организаций в кадрах и скорректировать целевые показатели на период до 2017 года.
2. Пересмотреть перечень дефицитных специальностей с включением в него медицинских работников первичного звена и в срочном порядке восстановить выплаты им, а также на найм жилья и проезд.
3. Рассмотреть возможности финансирования (пункты 1.2, 1.3. 1.4.Программы) обучения студентов, интернов, ординаторов на условиях целевого приема в ВУЗы с целью последующего их трудоустройства в медицинские организации НСО. Например, возобновление контракта с медицинскими организациями и возмещением оплаты за обучение из бюджета НСО, дополнительные выплаты к стипендии.
4. Конкретизировать пункты 1.6. и 1.7. Программы (проведение активной целенаправленной кампании, мероприятий по повышению престижа и социальной значимости медицинских работников) например: создание ТВ передачи, журнала, проведение фестивалей медицинских работников, мотивирование школьников старших классов на поступление в медицинские ВУЗы и студентов на трудоустройство в государственные медицинские организации и др.) и определить возможности их финансирования.
5. Внести изменения в пункте 2.3. Программы, по областному конкурсу «Врач года», включив номинации согласно номинациям общероссийского конкурса и запланировать ежегодное выделение денежных средств на его проведение.
6. Рассмотреть юридические и финансовые возможности, добавив в задачу 3 Программы: субсидирование и приобретение (или строительство) жилых помещений (территориально приближенных к месту работы), получение земельных участков, предоставление социального жилья, внеочередное устройство детей медицинских работников в детские дошкольные учреждения, финансирование оздоровительных мероприятий для медицинских работников (путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения как медицинских работников, так и членов их семей, внеочередное предоставление квот на высокотехнологичную и специализированную медицинскую помощь, компенсация затрат на медикаменты, частичная компенсация на занятия в спортивных залах и клубах и др.), обеспечение медицинских работников дополнительным служебным транспортом для оказания своевременной и доступной медицинской помощи
7. Создать Общественный Совет по контролю за реализацией Программы с включением в него представителей ассоциации врачей, средних медицинских работников, профсоюза медицинских работников.
На собрании выступили ректор НГМУ Игорь Маринкин и директор Новосибирского медицинского колледжа Светлана Домахина. Они рассказали, как учебные заведения, скорректировав свою работу, могут повлиять на приток молодых специалистов в отрасль.
И.о. мэра Новосибирска Владимир Знатков рассказал, что мэрия Новосибирска планирует помочь в решении жилищной проблемы медицинских работников.
Правление НОАВ уже получило отклики пот поднятым проблемам участников собрания.
Предлагаем вашему вниманию один из них:
«27 марта 2014 г. состоялось совещание медицинской общественности по вопросу кадровой ситуации в здравоохранении и реализации ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения НСО на 2013-2017 гг.», на котором я присутствовала.
Эту целевую кадровую программу я прочитала трижды: весной прошлого года «по диагонали», затем тщательно вычитала, и прямо перед совещанием, дабы освежить впечатления. И все три раза испытала раздражение: документ чисто бюрократический, оторванный от действительности. Повышение обеспеченности врачами на 2%, СМП – на 3,7%, повышение укомплектованности, повышение темпа прироста численности, повышение доли трудоустроенных, увеличение числа публичных мероприятий по повышению престижа профессии, увеличение доли перешедших на «эффективный контракт», увеличение доли абитуриентов на целевую подготовку и прочие бюрократические благоглупости. Потому как не указаны в программе самые главные индикаторы, а именно касающиеся ОПЛАТЫ ТРУДА, без которых все эти проценты НЕДОСТИЖИМЫ.
Хотим мы этого или нет, мы все являемся наемными работниками, интегрированными в сложившийся на территории Новосибирской области РЫНОК ТРУДА. Зарплата не бывает высокой или низкой сама по себе, только по сравнению со стоимостью рабочей силы (средней заработной платой), сложившейся на территории. Привлекательность работы для работника зависит, прежде всего, от заработной платы и нагрузки. Никакие мероприятия по повышению престижа профессии типа конкурсов, бесед по душам со школьниками и студентами, а тем паче ежемесячные отчеты о публикациях вакансий на всяких разных сайтах не сделают работу врача или среднего медицинского работника более привлекательной для потенциального работника.
В настоящее время подавляющее большинство медицинских работников, по крайней мере, в стационарах, работают больше чем на 1,5 ставки. При низких окладах поддерживать нормальный уровень оплаты труда возможно только при низкой укомплектованности.Увеличение укомплектованности автоматически ведет к снижению уровня оплаты труда . Именно поэтому подавляющее большинство медиков работает со значительной перегрузкой, при этом страдает качество труда и, следовательно, пациенты. Работа медика требует значительного объема знаний, квалификации, предполагает ответственность, вплоть до уголовной, за результаты труда, и, при этом, является достаточно физически тяжелой и грязной. Мы попадаем в замкнутый круг.
Мы могли бы гордиться, что заработная плата медиков сопоставима со средней заработной платой в НСО, но более квалифицированная, ответственная и интенсивная работа, по законам рынка, требует более высокой оплаты. Чтобы повысить укомплектованность учреждений здравоохранения персоналом и тем самым повысить качество медицинского обслуживания, требуется не только адекватно оценить квалификацию, ответственность и интенсивность труда, необходимо увеличивать фонд оплаты труда по мере привлечения дополнительных работников.
Глубокое впечатление произвел на меня короткий доклад Светланы Владимировны Домахиной, а именно динамика выпуска специалистов из медицинского колледжа. Сокращение численности средних медицинских работников в НСО – общеизвестный факт. Возникает вопрос, кто запланировал эту бомбу замедленного действия: количество подготовленных специалистов не покрывает естественную убыль персонала.
Игорь Олегович Маринкин тоже озвучил интересные факты, касающиеся целевой подготовки врачей в НГМУ. Прием «целевиков» для получения высшего образования – занятие достаточно бессмысленное, так как неизвестно сможет ли этот мальчик или девочка через 6 лет вообще стать врачом. И включать в целевую программу этот пункт – тоже бессмысленно. Гораздо правильнее было бы заключать целевые договоры на постдипломное образование: интернатуру и ординатуру. И, кстати, возник еще один вопрос: каким образом связаны потребность в специалистах определенных дефицитных специальностей и количество бюджетных мест по этим специальностям?
Вторым по значимости, после заработной платы, для медицинских работников является жилье. Впрочем, доступность жилья зависит от доходов. Но если выделять эту проблему особо, доплата в 5 тысяч рублей для найма жилья – это деньги на ветер. Этот вид «социальной поддержки» не привязывает работника к работе. Если бы мы потратили те же деньги на оплату платежей по ипотеке для медицинских работников, а не отдавали эти деньги владельцам «недвижимости», толку было бы значительно больше. И «служебное жилье» тоже является гораздо более эффективным фактором для привлечения работников.
В общем, целевая программа должна быть совершенно другой, гораздо более понятной, прозрачной, прагматичной и короткой и должна содержать:
– целевые показатели оплаты труда и нагрузки (это вообще главное), соотношение этих величин;
– меры по опережающему росту оплаты труда для необходимых дефицитных специальностей (без ревматологов можно, пожалуй, и обойтись);
– контрольные цифры по обучению в НМК и НГМУ, в том числе в ординатуре, на бюджетных местах в соответствии с потребностями, в первую очередь, НСО;
– страхование медицинских работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью;
– страхование ответственности медицинских работников;
– возможно, какие-то меры по обеспечению жильем или льготами по ипотеке».
Профсоюз работников здравоохранения РФ
Новосибирская областная организации
профсоюза работников здравоохранения РФ
630091, г.Новосибирск факс: 221-02-28
Красный проспект,65 тел.221-45-01, 221-19-27, 221-45-81
e-mail: profmed1@cn.ru
Новосибирский обком профсоюза работников здравоохранения выразил озабоченность ситуацией, которая обусловлена дефицитом кадров в здравоохранении.
1. Дефицит кадров в здравоохранении связан и с увеличением нагрузки на специалистов.
Мы предлагаем разработать систему нормирования труда в государственном учреждении с формированием комплекса решений, установленных в локальных нормативных актах учреждения или коллективном договоре, определяющей:
применяющиеся в учреждении нормы труда (нормы нагрузки на 1 ставку) по видам работ, по ПКГ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций) (далее – нормы труда), а также методы и способы их установления;
порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;
порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;
меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.
2. В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации настаиваем на реализации следующих требований:
разработке и установлении гарантированного размера базового оклада по профессиональным квалификационным группам работников здравоохранения, должности которых не требуют профессионального образования, не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ);
установлении доли тарифной части (должностного оклада) заработной платы в размере не ниже 60 процентов;
внесении изменений в Методику составления отчетности при проведении мониторинга заработной платы с выделением в ее структуре среднемесячной заработной платы, по основной должности работника;
повышение фонда оплаты труда учреждений по мере привлечения дополнительных работников (при повышении укомплектованности кадрами).
3. Ходатайствуем перед органами исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления о :
предоставлении медицинским работникам жилого помещения и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
обеспечении формирования специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы) в том числе и молодых медицинских работников – по вопросу возмещения части затрат работникам здравоохранения в связи с предоставлением ипотечного кредита.
4. Настаиваем проводить профессиональную подготовку, переподготовку, и повышение квалификации работников за счет средств работодателя 1 раз в 5 лет. Условия и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки, и повышения квалификации определяются коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
5. Предлагаем продлить программу оздоровления работников за счет средств областного бюджета – обеспечение медицинских работников санаторно – курортными путевками с 35% оплатой стоимости за счет работника здравоохранения.
6. Ходатайствуем перед органами исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления о приобретении для учреждений здравоохранения мест в детских садах или создания льготной очереди для детей бюджетников.
7. Предлагаем установить на 2014 год региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного человека в месяц по муниципальным образованиям Новосибирской области в размерах 80 – 100% фактических затрат, компенсационные выплаты производить в размере 100% регионального стандарта.
Председатель Печерская Г.И.
исполнитель Кисличенко М.Е.
тел.2214581