В сентябре 2013 года по инициативе поликлинического совета при Правлении НОАВ Председатель НОАВ Сергей Дорофеев обратился с письмом к Министру здравоохранения РФ о практике применения приказа Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них».
Напомним, что суть обращения сводилась к тому, что, по мнению медицинского сообщества, система медицинских осмотров детей в настоящее время недоработана: в приказе № 1346н не учитываются особенности проведения медицинских осмотров организованного и неорганизованного детского населения; не определены принципы и условия взаимодействия врачей-педиатров участковых и врачей дошкольно-школьных отделений и многое другое, но, самое главное, что не отменены принятые ранее приказы, регламентирующие прохождение медицинских осмотров.
Поскольку, письмом от 03.10.2013 года Минздрав России ответил, что замечания и предложения будут рассмотрены и по возможности учтены при работе по внесению изменений в приказ № 1346н, но по настоящее время проект данного приказа, так и не представлен на общественное обсуждение, Председатель НОАВ Сергей Дорофеев 24.01.2014 года обратился в Минздрав России повторно.
В ответе на повторное обращение Минздрав России сообщил, что с учетом предложений Департаментом медицинской помощи детям и службы родовспоможения подготовлены и проходят внутреннее согласование в Министерстве проекты приказов по отмене приказов, указанных в письме С.Б. Дорофеева, а именно:
приказ Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»,
приказ Минздрава России от 07.05.1998 № 151 «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям», приказ Минздрава России от 05.05.1999 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста»,
приказ Минздрава России от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей», приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2007 № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни».
При этом, отмену приказа Министра обороны Российской Федерации № 240, Минздрава России № 168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» Минздрав Росси считает нецелесообразной.
Что касается проведения профилактических осмотров «организованного детского населения» в образовательном учреждении Минздрав России сообщает, что приказ Минздрава России от 21.12.2012 г. № 1346н не содержит для этого запрещающих норм.
Вместе с тем, Минздрав России не поддержал предложения о разрешении центрам здоровья проводить профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних.
По вопросу увеличения сроков годности результатов обследований и осмотров специалистами до 12 месяцев Минздрав России отметил, что считает возможным согласиться только в части учета результатов флюорографии легких до 12 месяцев с даты проведения исследования, вместо 3 месяцев, так в детском и подростковом возрасте высок риск развития заболеваний (состояний) в течение нескольких недель (месяцев).
Также не согласились специалисты Минздрава и с необходимостью увеличения 1 этапа проведения профилактических осмотров до 6 месяцев, так как, по их мнению, это приведет к снижению качества и доступности медицинской помощи детям, ошибкам в диагностике и рекомендациях при подготовке заключения по итогам его прохождения.
Вместе с тем, Минздрав предполагает увеличить срок проведения 1 этапа медицинского осмотра с 10 до 20 рабочих дней, т.е. до 1 месяца, при этом общая продолжительность 1 и 2 этапов остается 45 рабочих дней (2 месяца).
Изменения в приказ Минздрава России от 21 декабря 2014 г. № 1346н уже подготовлены и находятся на согласовании в Правовом департамент. В проекте приказа предусматриваются, в том числе введение нормы позволяющей считать осмотр завершенным в случае требования его прекращения несовершеннолетним, одним из родителей или иным законным представителем (в том числе отказ от осмотра у конкретного врача – специалиста или исследования); возможность привлечения к осмотрам врача – хирурга, при отсутствии врача-детского хирурга; изменения в перечень врачей – специалистов, участвующих в осмотрах, так, например, врач-психиатр смотрит детей не в 1 год, а в 2 года, комплексные осмотры детей в возрасте 10 лет переходят на 11 лет, у детей в возрасте 14 лет сокращен перечень осмотров и т.п.
После прохождения внутреннего согласования в Министерстве проект приказа в установленном порядке будет проходить общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу.
Так же Минздрав России поддержал вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в части внесения изменений направленных на исключение предварительных и периодических медицинских осмотров при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, так как законодательство Российской Федерации не предусматривает ограничений по состоянию здоровья для поступающих в образовательные организации и обучающихся в них.
Приложения:
Письмо Дорофеева СБ №1 (*.pdf, 1.4 Мб)
Ответ Минздрава РФ №1 (*.pdf, 40 Кб)
Письмо Дорофеева СБ №2 (*.pdf, 355 Кб)
Ответ Минздрава РФ №2 (*.pdf, 481 Кб)