Полтора года реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» позволили достигнуть значительных успехов в повышении качества и доступности медицинской помощи для жителей Новосибирской области, в улучшении условиий работы самих врачей. Однако сказать, что все проблемы решены, нельзя. О том, что уже достигнуто, а на что еще предстоит обратить самое пристальное внимание, рассказывает руководитель департамента здравоохранения Новосибирской области Владимир Валентинович Степанов.
— Основным положительным результатом нацпроекта стало повышение
доступности первичной медицинской помощи.
За два года произошло полное техническое переоснащение поликлиник. Это позволяет сократить время ожидания пациентом очереди на диагностику. Например, ультразвуковые исследования сегодня проводятся в среднем в течение 5-6 дней (раньше приходилось ждать две-три недели). В большинстве поликлиник введены удобные для пациентов формы записи на прием — через регистратуру, по телефону, самозапись. По расчетам департамента здравоохранения, время ожидания пациентом консультации
«узкого» специалиста должно сократиться до 3-4 дней. А к хирургу и
кардиологу очереди уже практически ликвидированы.
Приняты важные организационные решения, направленные на то, чтобы пациенты могли без проблем попасть на прием к участковому врачу, пройти диагностическое обследование в поликлинике. В первую очередь провели разукрупнение участков: сегодня на одного терапевта в поликлинике приходится уже не 2200 пациентов, а 1800.
Благодаря этому врач может больше времени уделить каждому больному.
Удалось закрыть большинство вакансий, за время реализации нацпроекта число участковых врачей увеличилось на 136 человек, медицинских сестер — на 177 человек.
— Означает ли это, что кадровая проблема, прежде всего в участковой службе, решена?
— В здравоохранении, как и в любой отрасли, существует дефицит кадров, который определяется разными условиями работы и разными причинами. Он более выражен в районах области, менее — в городских поликлиниках. Среди причин я бы поставил на первое место жилищную проблему. Понимая это, администрация Новосибирской области предприняла беспрецедентный шаг — субсидирование финансовых средств на приобретение жилья для медицинских работников. В рамках этой программы, к примеру, в Татарском районе к началу 2009 года будет введено 12 служебных квартир для медицинских работников.
— Среди проблем, о которых чаще всего можно слышать от врачей, — все возрастающий объем документооборота. Возможно ли освободить врача от составления такого количества бумаг?
— Да, такая проблема действительно существует. Когда выделяются какие-то целевые деньги, то естественно, что орган, который их выделяет, хотел бы знать, как они расходуются. Хотя я согласен, что существующая сегодня форма отчетности для доктора достаточно объемная и утомительная. И самое главное — мы теряем за этим внимание врача к пациенту. Но мы нашли решение. Губернатор Новосибирской области Виктор Александрович Толоконский подписал постановление о ведении ставок помощника участкового педиатра и участкового терапевта. Это фельдшер, который будет заниматься организационными вопросами, связанными с заполнением статистической отчетности, дневников, контролировать планы диспансеризации, иммунизации, будет оформлять льготные рецепты по назначению врача, займется организацией повторных вызовов, особенно пациентов диспансерной группы, инвалидов. Эта система вводится с 1 октября. Но надо понимать, что везде и сразу эти ставки не ввести. Они будут появляться по мере подготовки специалистов, по факту их приема на работу.
Сейчас мы готовим программу для фельдшерских групп в медицинских училищах с расширением подготовки по организации амбулаторно-поликлинической помощи.
— Много говорят о необходимости информатизации лечебных учреждений, о том, что это тоже поможет освободить врача от несвойственных ему функций. Что предпринимается в этом направлении?
— Для начала необходимо определить, что включает в себя понятие организации работы врача. На мой взгляд, прежде всего необходимо, чтобы доктор получал исходные данные на пациента, не листая амбулаторную карту в поиске анализов, которые человек сдал полгода назад, а мог набрать код в компьютере, и эти данные появились бы на экране. Это же система организации. Но это невозможно без информатизации. Наряду с амбулаторными картами, которые являются юридическим документом, во всех поликлиниках должны быть созданы базы данных пациентов. Но это не означает, что мы должны нагружать этим врача. Врач должен лечить. Необходимы специальные люди — системные администраторы, операторы. Это задача, которую должны решать главные врачи. Сегодня они имеют право вводить в ЛПУ любые необходимые должности в рамках фонда оплаты труда. Только так можно создать базы данных и минимизировать заполнение всевозможных отчетов, справок, которые будут формироваться в автоматическом режиме. Сначала нужно создать информационную систему организации управления лечебно-диагностическим процессом в поликлиники. А мы стремимся сегодня загрузить врача, чтобы он сидел и печатал амбулаторную карту, чтобы он вводил назначения. Конечно, многие со мной не соглашаются, потому что состав другого персонала увеличивается. Но ведь речь идет об эффективности использования труда врача, качестве его работы.
— Но ведь все это требует дополнительных средств?
— Требует. Поэтому мы должны пойти на серьезную реструктуризацию и выделение средств, так же, как по национальному проекту. Мы должны доказать Правительству, что без введения информатизации процессов управления лечебно-диагностическим процессом здравоохранение будет топтаться на месте. Оно будет развиваться экстенсивно и будет высокозатратным. Сегодня в системе здравоохранения отсутствует персонифицированный учет продуктов питания, лекарственных препаратов, медицинских услуг, расходных материалов, использование лабораторной базы. На это надо выделять серьезные деньги. И предусматривать в штате крупных ЛПУ системных администраторов, операторов. Этот процесс должен быть централизованным по всей России.
— Департаментом здравоохранения определены дополнительные оценочные показатели работы лечебно-профилактических учреждений и участковых врачей. Что они предусматривают?
— Мы оцениваем работу амбулаторно-поликлинической службы в районах области по уровню заболеваемости. В 80-е годы заболеваемость была на уровне 3,5-4 тысяч на 100 тысяч населения. В настоящее время — 1300-1800. Почему? Если заболевание не регистрируется, значит, есть ограничения в доступности оказания медицинской помощи? Анализ показывает, что население умирает от определенных нозологий. Почему же люди не идут с первичной заболеваемостью по этим нозологиям? С одной стороны, это проблема самого человека, отсутствие у него мотивации к здоровью. Но есть и другая проблема — это неверие человека в то, что он придет, и с него не возьмут деньги, ему не нагрубят. Мы говорим сегодня о профосмотрах. Наглядный результат этой работы — снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Врачи стали активнее выявлять артериальную гипертонию. Оказалось, что реальное число людей, которые страдают
гипертонией и нуждаются в лечении, — в четыре раза больше, чем показывала статистика 2004 года. Своевременная постановка диагноза, возможность оказывать высокотехнологичную помощь при первых признаках сердечной катастрофы — в результате в Новосибирской области впервые за многие годы отмечено снижение летальности от острого инфаркта миокарда. А вот ранняя диагностика онкологических заболеваний до сих пор остается слабым местом. Даже получение поликлиниками современного диагностического оборудования пока не повлияло на ситуацию. Одно дело, если человек не обращался несколько лет в поликлинику. А если он в течение полутора-двух лет несколько раз был на приеме у участкового врача, а у него выявляется четвертая стадия рака. Это уже совсем другая ситуация. Нужно придумать мотивационную часть и для населения, и для врача. Оценивать работу врача не количеством баллов, а качественными показателями. Хороший участковый терапевт все знает о своем участке. Если у тебя 1700 человек на участке, то не должно регистрироваться 4 стадии рака молочной железы, рака кожи. Если человек к тебе обращался. А если не обращался, то надо понять, почему не обращается. Поэтому при оценке качества медицинской помощи и начислении зарплаты врачей будут учитываться наличие жалоб пациентов на работу медиков, смертность
трудоспособного населения от инфаркта миокарда, запущенность
онкологических заболеваний, заболеваемость туберкулезом.
Когда мы сегодня разбираем вопросы поликлиник, то тревожит одно. Руководитель говорит: давайте купим то, другое. Но никто сегодня не говорит: давайте освободим участкового терапевта и дадим ему возможность заниматься лечебной, профилактической работой. Поэтому индикаторные показатели сегодня нужны, но они нужны по 3-4 позициям конечного результата.
Спасибо за Ваш труд!!