В начале года много говорилось о том, что вскоре нам станут выписывать электронные больничные и электронные рецепты. Да и справку для ГИБДД можно будет получить в электронном виде. Что из этого стало реальностью? Об этом корреспонденту РИА АМИ рассказал директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России Роман Ивакин
Роман Михайлович, какие из данных проектов реализованы на сегодняшний день?
К сожалению, сегодня эти проекты реализованы лишь в отдельных субъектах. Какая причина? С точки зрения техники и автоматизации процесса сегодня никаких сложностей нет. Есть трудности, не имеющие прямого отношения к технике. До конца не решены вопросы организационно-методического плана. Они и тормозят широкомасштабную реализацию этих проектов. Правда, по электронному больничному работа совместно с фондом социального страхования ведется. Чтобы ввести этот сервис, и фонду, и органу управления здравоохранения субъектов необходимо подготовиться. Сейчас мы должны определить, какой набор информации нужен фонду, чтобы обеспечить выплаты. На наш взгляд, достаточно определенных сведений о статусе – данные СНИЛСа и информация о периоде, на который оформляется больничный. Но фонду, возможно, потребуется более широкая информация, поскольку они ведут актуарные расчеты – то есть расчеты, связанные с определением норм и условий страхования, используют специальные формулы, считают коэффициенты. Пока необходимый набор сведений мы окончательно не определили.
Не планируете ли вы включить во взаимодействие образовательные учреждения (детсады, школы), куда постоянно нужны типовые справки о прививках, анализах? Ведь большая часть людей в очереди “сидит” именно за справкой.
Справок действительно требуется огромное количество, и нужно продумывать механизм, как это реализовать в электронном виде. Но, например, в большинстве детских садов компьютера просто нет. Проблема в том, что мы готовы отдавать, но готовы ли они принимать?.. Вообще это вопрос межведомственного взаимодействия. Здесь нельзя только о школах или садах говорить. Те сведения, которые в нашей системе должны быть, много кому нужны. Но сам Минздрав (и тем более департамент информационных технологий) такую работу в одиночку не потянет. Пример с электронным больничным с этой точки зрения показателен. Коллеги из фонда социального страхования понимают значимость этой работы, и нам уже вместе легче. Мы помогаем друг другу, в итоге происходит поступательное развитие. Но если предлагать какие-то инициативы будем только мы – ничего не получится. Необходимы партнерские отношения и желания других ведомств развивать эту тематику. Любой проект, который делает жизнь проще и лучше, мы поддерживаем.
Сегодня модно использовать мобильные приложения для различных нужд. Вы делаете что-нибудь подобное?
Сейчас у нас есть идея запустить мобильное приложение со сканером, который будет считывать штрих-код лекарственных препаратов. Человек пришел в аптеку, поднес мобильный телефон к упаковке, на которую нанесен штрих-код, и может прочитать инструкцию: показания, противопоказания, дозы. К тому же, если мобильный считывает штрих-код, это некая гарантия не нарваться на подделку.
Мы смотрим, что сегодня востребовано, и стараемся претворить в жизнь. Пациенты хотят знать, как врачи их лечат, – родилась идея личного кабинета пациента. Хотят знать, какие таблетки им назначают, – родилась идея со сканером. Жалуются, что долго приходится стоять в очереди, – создали электронную регистратуру.
Врачи жалуются: у нас много медицинской документации. Понятно, что мы не можем отказаться от нее полностью, но можем сделать ее удобной с помощью информатизированного рабочего места врача, электронной медицинской карты. Для того, чтобы врач имел возможность повышать – постоянно – свою квалификацию, мы создали электронные образовательные курсы, на которых есть и журналы, и диссертации, и учебные пособия. Конечно, на обучающие семинары не наездишься, и нужную литературу постоянно покупать невозможно. На нашем сервисе все это есть совершенно бесплатно. Под ту или иную задачу, которую выдвигает жизнь, мы стараемся найти максимально удобное решение.
РИА АМИ», Автор: Елена Бабичева, 17.01.2014