Из Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года.

«Уважаемые коллеги! В майских указах 2013 года были обозначены конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах. По сути, указы составили единую программу действий, аккумулировав волю миллионов людей, стремление народа России к лучшей жизни. Порой приходится слышать, что на реализацию всех заявленных планов и целей не хватает средств, что нужно снизить планку, упростить задачи.

Уважаемые коллеги, я перехожу к очень важной и ответственной теме. Считаю, что нельзя строить политику по формальному принципу. Да, конечно, мы с вами хорошо знаем, экономическая конъюнктура может меняться, она и меняется. Но это не повод говорить о ревизии целей. Нужно заниматься делом и искать решения, чётко расставлять бюджетные и другие приоритеты. Прошу актуализировать все государственные программы.

Уже в течение ближайших двух лет на программный принцип должны перейти бюджеты всех уровней. Это не означает механического переписывания всего. Это значит закрепление персональной ответственности каждого управленца за достижение результата. Нацелить ресурсы на содержательные изменения в конкретных секторах – вот что нужно.

Так, мы повышаем зарплаты в образовании и здравоохранении, чтобы работа учителя, преподавателя, врача вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Но достойная оплата труда, как мы и договаривались, должна обеспечиваться не только исключительно за счёт бюджетных вливаний, а благодаря реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное – качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов, поликлиник и больниц.

Поэтому наряду с повышением зарплат, что, разумеется, нужно делать, и мы это будем делать, всё-таки нужно реализовать целый комплекс других мер, чтобы все задачи были выполнены. Это что за меры? Это переход на эффективный контракт и проведение аттестации специалистов, это внедрение подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения (причём как государственные, так и негосударственные, что очень важно), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Это развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса. И, безусловно, это оптимизация бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений.

Где все эти меры? С издания указов прошло полтора года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается. Конечно, при такой работе мы не достигнем поставленных целей.

Проведение преобразований затянулось, и затянулось недопустимо. В результате люди, потребители услуг, кардинальных изменений не чувствуют. Мы выделяем огромные ресурсы, но если не проводить реформы, вместо качества будут расти только неэффективные расходы, раздуваться управленческий аппарат, что и происходит часто на практике. Обращаю на это внимание и федеральных органов власти, и руководителей регионов Российской Федерации.

Важнейшая задача – создание системы независимой оценки качества социальных учреждений. Этот механизм позволит увязать их финансирование с результатами работы, а значит провести эффективную оптимизацию бюджетной сети.

Считаю, что нужны законодательные нормы прямого действия, которые определят единые подходы, стандарты и критерии, а также обязательства всех уровней власти по созданию системы независимой оценки качества работы организаций социальной сферы. И прошу принять соответствующий закон уже в ходе ближайшей весенней сессии. Обращаюсь с настоятельной просьбой к вам, уважаемые коллеги.

В последние годы нам многое удалось сделать для развития здравоохранения. Выросла продолжительность жизни. Снижается смертность от сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний. Но мы по-прежнему далеки от нужных показателей.

Базовый вопрос – это реальный переход к страховому принципу в здравоохранении. Сегодня функция ОМС, по сути, сводится к «прокачке денег» до получателя, но только не через бюджет, как раньше, а через внебюджетный фонд. Задача – совершенно другая. Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за своё здоровье, появились финансовые стимулы к здоровому образу жизни, а страховые компании были заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку их работе, чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше.

Система ОМС должна в полной мере финансово обеспечить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи. Это касается и общего объёма средств, и их доведения до конкретной больницы или поликлиники. При этом пациент должен точно знать, какую помощь ему обязаны предоставить бесплатно, а врач – понимать, по каким принципам оплачивается его работа.

Особый акцент необходимо сделать на развитии системы профилактики. Уже начиная с 2015 года все дети и подростки должны ежегодно проходить обязательную бесплатную диспансеризацию, а взрослые – один раз в три года.

Понятно, что в ходе регулярных медицинских осмотров возрастёт и число выявляемых заболеваний, возрастёт и потребность в высокотехнологичной медицинской помощи. За последние годы мы создали целую сеть федеральных центров, поддерживали те, которые находятся в столичных городах, но и создали новую федеральную сеть таких центров, способных оказывать медицинскую помощь на самом передовом уровне. Нам нужно сохранять и развивать их потенциал. При этом услуги таких центров должны быть доступны не только для жителей городов, где они расположены, но и для граждан из других регионов. Необходимые для этого финансовые источники должны быть предусмотрены.

В целом в течение трёх лет нам надо сформировать условия, чтобы делать в полтора раза больше высокотехнологичных операций, чем сейчас. Вполне достижимая задача. При этом нельзя отставать и от мировых тенденций. Ведущие страны уже стоят на пороге внедрения лечебных технологий, построенных на био- и генной инженерии, на расшифровке генома человека. Это будет действительно революция в медицине. Считаю, что Минздрав и Российская академия наук должны сделать приоритетными фундаментальные и прикладные исследования в сфере медицины.

Нужно серьёзно усилить роль профессионального сообщества в управлении системой здравоохранения. Знаю, что идеи на этот счёт уже сформулированы и заслуживают поддержки. Прошу Минздрав вместе с ведущими объединениями медицинских работников внести конкретные предложения.

Нам нужно возрождать и традиции милосердия. Предлагаю организовать в России широкое движение добровольцев, готовых работать в системе здравоохранения, оказывать посильную помощь. При этом убеждён: волонтёры, на деле проработавшие несколько лет в учреждениях здравоохранения, должны иметь преимущества при поступлении в медицинские вузы».

Своими впечатлениями от Послания Президента РФ Федеральному собранию поделился депутат ГД РФ, заместитель председателя комитета по охране здоровья, председатель Правления НОАВ Сергей Борисович Дорофеев:

– Меня очень порадовало Послание, прежде всего потому, что Президент, по сути, начал свое выступление с социального блока предложений (обычно это политика и экономика), тем самым подчеркнув приоритетность задач, которые предстоит решать всем политическим силам и Правительству РФ. И вторая тема после национальной политики, о которой говорил Президент, – проблемы и задачи здравоохранения!

Я буквально вчера направил Министру здравоохранения РФ Веронике Игоревне Скорцовой письменные предложения по формированию законодательно оформленной системы социально- экономической мотивации здоровых граждан по укреплению и сохранению своего здоровья, а сегодня Президент в своем Послании подчеркнул актуальность такой задачи!

На протяжении всего выступления Президент обращал внимание всех присутствующих на необходимость широкого профессионального обсуждения проблем и планируемых решений всех уровней власти. В том числе и в здравоохранении. Он дал четкое поручение Министерству здравоохранения внести ему предложения по повышению роли профессиональных объединений в решении профессиональных вопросов, стоящих перед отраслью. И,честно говоря, я порадовался тому, что мы и в Национальной медицинской Палате, и в Ассоциации врачей Новосибирской области последовательно занимались этим вопросом на протяжении последних лет!

Президент достаточно критично высказал свое мнение по поводу работы системы ОМС в здравоохранении, роли страховых компаний. И с этим нельзя не согласиться. Также он отметил необходимость создания системы публичной оценки качества работы медицинских учреждений, увеличения количества высокотехнологической медицинской помощи, в том числе ее доступности для граждан, проживающих на территории всей страны.

Помимо этих вопросов, Президент высказал целый ряд инициатив, которые, как мне кажется, будут с удовлетворением восприняты всем обществом. Это касается и роли культуры, социального обустройства сельских территорий, строительства детских садов, возвращения военных кафедр в ВУЗы, финансового поощрения субъектов Федерации по инвестированию и созданию условий для новых инновационных производственных предприятий, научно-производственных кластеров, технопарков.

Президент нацелил всех на большую и интенсивную работу и подчеркнул, что никакие внешние или внутренние проблемы не должны нам помешать выполнить те задачи которые он сформулировал в своих майских Указах, и пообещал , что все они будут выполнены!

Поделиться:

2 комментариев(-ия)

  1. Из Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года.
    Ничего не перепутали? Я правильно понимаю, что предлагается обсудить прошлогоднее послание президента? Или все таки то, что было 12 декабря 2013 года?

  2. Главное, чтобы неизменным осталось очевидное настоящее завоевание диспансеризации – это его добровольность, в том числе и возможность отказов и от отдельных обследований. А социально-экономическая мотивация никогда бы не сводилась к ущемлению в правах, – частичная оплата больничных и т.д., что противоречит Конституции. Можно только говорить о дополнительных поощрениях к прошедшим диспансеризацию в различных формах. И, всё-таки, надо исключить такие безобразия, когда сами мед. руководители гонят ради плана на это мероприятие своих коллег, когда те и так уже практически полностью обследовались на ежегодных проф. осмотрах. И уж совсем парадоксально выглядит ситуация, когда вместо того, чтобы хоть как-то премировать работника за 18 лет “безбольничной” работы, работодатель под угрозой увольнения хочет заставить его пройти мед. обследование, а тот вынужден обращаться за защитой к юристам в адвокатскую контору. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.