Леонид Васильевич Шаплыгин назначен и.о. министра здравоохранения Новосибирской области чуть больше месяца назад. Срок небольшой, но все же достаточный, чтобы составить мнение о системе здравоохранения области и определить приоритеты. Поэтому редакция «Новосибирской врачебной газеты» попросила Леонида Васильевича ответить на несколько вопросов. На что он любезно согласился.
– Леонид Васильевич, свежему взгляду достоинства и недостатки видны лучше. С этой позиции как Вы оцениваете состояние здравоохранения в нашей области и какие проблемы видите?
– В здравоохранении Новосибирской области в предыдущие годы сделано очень многое для того, чтобы больные получали качественную помощь на всех уровнях, во всех лечебных учреждениях. По программе модернизации здравоохранения, на реализацию которой государство выделило колоссальные средства, проведена реконструкция многих больниц и поликлиник, их оснащение современным оборудованием. Многие врачи прошли обучение новым технологиям. Все это не могло не дать положительные результаты. Но даже такие огромные вложения не могли решить все проблемы, которые накапливались десятилетиями. В ведение областного министерства переданы лечебные учреждения Новосибирска. Я не хочу никого критиковать, но, тем не менее, сейчас мы получили большое количество поликлиник и стационаров, которые надо очень серьезно реконструировать, переоснащать, а порой просто строить новые, так как некоторые из них требуют очень серьезных капитальных вложений. И это к достоинствам не отнесешь.
Мне кажется, что одним из недостатков является недостаточно продуманная маршрутизация пациентов. Поясню, что я имею в виду. В области много замечательных лечебных учреждений федерального подчинения, институтов медицинской академии наук. На мой взгляд, они не очень тесно связаны с городскими, областными, районными больницами и поликлиниками, и маршрутизация пациентов в эти учреждения продумана недостаточно четко.
– Какие задачи перед Вами, перед министерством стоят?
– Не секрет, что финансовая ситуация изменилась и в стране в целом, и в области в частности. Поэтому средства, заложенные на здравоохранение, мы должны расходовать рационально. Для этого правильно определить приоритеты: куда-то вложить в первую очередь, а где-то и подождать немного. Такими приоритетами мы считаем скорую и неотложную медицинскую помощь, развитие службы охраны материнства и детства. А работу по другим направлениям будем вести, обдумывая очередность.
Со следующего года часть видов высокотехнологичной медицинской помощи перейдет в ОМС. А через год с небольшим не будет и такого понятия как «высокотехнологичная медицинская помощь». И это правильно, потому что необходимо сделать так, чтобы все могли получать медицинскую помощь на высоком уровне. Но чудес, как известно, не бывает. И в какой-то отдаленной ЦРБ вряд ли будут оказывать такую же помощь, как, к примеру, в НИИПК. Поэтому необходимо решить вопрос, как распределить средства ОМС, чтобы медицинская помощь оказывалась на достойном уровне и чтобы этот уровень нигде не был серьезно снижен. Видимо, не обойтись без того, чтобы немного ограничить те учреждения, которые привыкли работать с лучшими препаратами, расходными материалами. То есть снизить стоимость их помощи, чтобы ее могли получить большее число пациентов.
Конечно, мы за то, чтобы никого ни в чем не ограничивать, чтобы денег по ОМС хватало на все. Но чудес не бывает.
Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы отработать протоколы, стандарты, тарифы. Мы должны их переосмыслить. И тогда, создав такую систему оказаниям медицинской помощи в Новосибирской области, мы сможем продвинуться вперед именно как система, а не как отдельно взятые лечебные учреждения или отдельно взятый врач, какими бы замечательными они не были. Проблему в целом сможет решить только системный подход в оказании медицинской помощи в Новосибирской области. Это, наверное, главная задача, которую я вижу.
Повторю, что Новосибирская область – это уникальный регион, где есть замечательные врачи, много медицинских центров, которые, если их правильно нацелить на решение этой задачи, вне всякого сомнения, добьются хорошего результата. В других регионах таких возможностей меньше.
– Как Вы относитесь к идее развития врачебного самоуправления?
– Положительно, если речь идет о самоуправлении профессиональной деятельностью. Оно должно развиваться через общественные организации, влиять на разные аспекты нашей работы: профессиональную подготовку, кадровую политику, повышение квалификации, аттестацию. Может быть, даже на получение каких-то званий.
Но контрольные функции за выполнением должностными лицами своих обязанностей все же надо оставить за администраторами, если хотите за чиновниками. За государством также должны остаться финансовые вопросы, вопросы снабжения. Заработная плата, ее уровень должен контролироваться администрацией, хотя ее основа — профессиональные знания и достижения врача.
– Какие точки соприкосновения Вы видите в работе с Новосибирской областной ассоциацией врачей?
– Мне хочется, чтобы Ассоциация приняла активное участие в работе, которая позволит войти врачам в систему непрерывного образования. Чтобы каждый врач был заинтересован посетить научную конференцию не только с познавательной точки зрения, но чтобы он получил баллы за участие в ее работе. Просто слушал – столько-то баллов, выступил с докладом – уже большее количество. Опубликовал статью, выпустил монографию – еще больше. Но для этого такие конференции, симпозиумы должны получить аккредитацию, в том числе и Ассоциации врачей. И все эти баллы учитывались бы потом при получении квалификационной категории.
Еще одно важное направление — организация работы по защите интересов врачей, в том числе и юридической, если это связано с профессиональной деятельностью. Здесь Ассоциация тоже может многое сделать.
Сейчас мы начали работу по созданию общественной организации, которая бы объединила ветеранов здравоохранения. Думаю, что Областная ассоциация врачей могла бы здесь тоже помочь. Так что точек соприкосновения в работе много. Думаю, что наше взаимодействие будет интересным и полезным и для Новосибирской областной ассоциации врачей, и для министерства здравоохранения Новосибирской области.
Марина Есикова