Состоялся семинар по повышению правовой грамотности медработников

В конце сентября по инициативе Национальной медицинской палаты состоялся семинар по повышению правовой грамотности медработников. Были затронуты важные правовые вопросы – законы, нормативы, система контроля качества медицинской помощи. Ведущим семинара был Алексей Старченко, сопредседатель комитета по независимой экспертизе качества медицинской помощи Национальной медицинской палаты, президент Национального Агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, доктор медицинских наук, профессор.

Он ответил и на конкретные практические вопросы о ситуациях, с которыми врачи сталкиваются в повседневной практике, но не всегда знают как правильно себя вести. Например, если пациент ведет себя агрессивно и есть угроза здоровью и жизни бригаде сотрудников Скорой помощи, то является ли это основанием в отказе обслуживания такого вызова? Алексей Старченко сообщил, что в этом случае отказать в обслуживании можно, но отказ, скорее всего, будет обжалован. Поэтому важно правильно оформить медицинские документы. Не только указать диагноз, например, делирий, но и перечислить важные факторы, которые указывают на сущность проблемы, например, что пациент бросается с ножом на медработников, галлюцинирует и т.п. Это важно для обоснованности диагноза, заключения эксперта, который в дальнейшем будет разбирать конфликтную ситуацию. Если ограничиться только диагнозом – делирий, перед экспертом будет стоять вопрос: соответствует ли этой реальной ситуации? Из подробного документа, с указанием проявлений диагноза, эксперту будет яснее ситуация, почему меди ки вышли, обеспечив себе безопасность. Но при этом важно сразу вызвать полицию, сообщить на станцию Скорой помощи диспетчеру, что должна быть вызвана еще одна Скорая помощь, потому что этот больной может быть опасен и для себя.

Обсуждалась тема о соблюдении врачебной тайны. Как отметил Алексей Старченко, не существует врачебной тайны от самого пациента – он вправе знать свой диагноз и получить медицинскую документацию, ее должны предоставлять пациенту в заверенном виде. Это в интересах самих врачей: чтобы, например, в случае суда в истории болезни не появились документы, которые никто до этого не изучал. “Такой случай уже был в моей судебной практике, когда историю болезни не заверили, а потом в ней вдруг появились новые документы. ЛПУ было очень сложно было интерпретировать, почему был неправильно поставлен диагноз, когда правильный диагноз был очевиден из этих результатов исследований”, – сказал Алесей Старченко. Более того, Минздрав выпустил распоряжение, что медучреждения не имеют права брать деньги за копирование меддокументации. Копия предоставляется бесплатно пациенту. Если заключения докторов отдаются на руки не больному, а его родственникам, например, в случаях, когда они должны доставить пациента на медико-социальную экспертизу из села в город, то необходимо иметь письменное заявление от пациента, что он доверяет конкретному родственнику получить его меддокументацию. Также родственники могут перевозить опечатанный конверт.

Также поступил вопрос о том, вправе ли врач отказать в лечении, если это не угрожает жизни больного? Старченко разъяснил, на сегодняшний день за пациента отвечает не лечащий врач, а заведующий отделением – как реальное должностное лицо, но лечащий врач вправе отказаться от лечения пациента, но он должен в письменной форме поставить в известность заведующего отделением и главного врача, кроме ситуации с экстренным оказанием помощи. Однако все врачи отделения ЛПУ не могут отказать в лечении, руководитель орг анизации должен назначить ответственного врача. В тех случаях, когда пациент, досрочно прекращает лечение, например, родители, забирают ребенка из стационара под расписку, но для дальнейшего лечения в плановом порядке отправляют в то же ЛПУ, отказать им в госпитализации ребенка нельзя.Врач вправе отказать в лечении пациенту, если он не соблюдает его рекомендации. Но это не повод для отказа в медпомощи на следующем этапе. Нельзя отказать в госпитализации, если она мотивирована.

Также нельзя закрыть маме ребенка лист о временной нетрудоспособности по уходу за ребенком, даже если она не выполняет рекомендации врачей. В соответствии с законом врач может прекратить лечение, но в этом случае он обязан дать письменную рекомендацию, где пациент сможет продолжить свое лечение в другом ЛПУ. В рекомендации необходимо прописать, что врач отказывает в своем лечении, но не отказывает в медицинской помощи вообще, расписать в чем состоит эта помощь, ее этапы. Это оправдает действия врача в случае возникновения конфликта.

Много вопросов поступило на тему, что делать врачу, если его обвиняют. Куда обращаться? Старченко разъяснил, что если это гражданский процесс – врач может сам давать пояснения и представлять доказательства в качестве третьей стороны. Он вправе иметь представителя – опытного врача или юриста, который будет от его лица участвовать в суде. Если это уголовное дело, то надо найти адвоката, возможно, имеющего медицинское образование. В частности, в Нацмедпалате есть ряд адвокатов, которые на досудебном уровне проконсультируют врача.

Как показал семинар по повышению правовой грамотности, часто врачи не знают, как поступать, не нарушая букву закона. Цикл правовых семинаров Нацмедпалаты будет продолжен.

Более полные материалы о семинаре (в том числе видео и расшифровка записи) представлены на сайте Национальной медицинской палаты.

Материал предоставлен Информационной службой НМП

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.