В апреле 2013 года Министерство здравоохранения РФ разместило на своем официальном сайте для общественного обсуждения Проект федерального закона «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи» >>
Согласно законопроекту врачебная ошибка — это действие или бездействие медицинской организации, либо действие или бездействие медицинского работника, повлекшее независимо от вины медицинской организации или медработника причинение вреда жизни или здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи.
По замыслу авторов законопроекта, чтобы иметь возможность оказывать медицинскую помощь, получающие лицензию медицинские организации будут обязаны осуществлять страхование пациентов. Это станет непременным условием оказания медицинской помощи. Правительством РФ будут утверждены правила обязательного страхования.
При этом законопроект ограничивает число страховых случаев и выплат по ним на каждое застрахованное лицо, а именно:
в случае смерти застрахованного лица размер выплаты составит 2 млн. рублей;
в случае установления инвалидности I группы — 1,5 млн. руб.;
в случае установления инвалидности II группы — 1 млн. руб.,
в случае установления инвалидности III группы — 500 тыс. руб.
Для установления взаимосвязи между вредом и теми причинами, которые привели к его наступлению, согласно законопроекту, в уполномоченном территориальном федеральном органе (Росздравнадзоре) будет создана специальная комиссия из 7–11 человек, в состав которой на постоянной основе будут включены: представитель уполномоченного территориального органа исполнительной власти (в качестве председателя), представитель главного бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту, представитель органа управления здравоохранения субъекта РФ, представитель организации прав граждан в сфере охраны здоровья (представитель пациентских организаций), и представитель профессиональных общественных объединений медицинских работников (профсоюзов).
На временной основе для расследования каждого страхового случая в комиссию будут включаться сам пострадавший или его законный представитель, представитель страховщика (страховой компании) и врач соответствующей специальности, осуществляющий свою профессиональную деятельность за пределами территории субъекта, на которой осуществляется расследование.
Комиссия в указанном составе должна будет рассмотреть обширный перечень документов, опросить свидетелей, в случае необходимости, назначить независимую медицинскую экспертизу и установить наличие причинно-следственной связи.
Однако, не смотря на актуальность законопроекта, отношение к нему профессионального медицинского сообщества неоднозначно. Все понимают, что страхование профессиональной ответственности медицинских работников необходимо. Но далеко не все разделяют подходы, предлагаемые Минздравом России. В большинстве стран мира предметом страхования являются профессиональные риски врачебной деятельности. При этом к страховым случаям относят только случаи без виновного причинения вреда, что и должно быть концепцией законопроекта, по мнению, медицинской общественности.
Также нужно проанализировать и финансовые подходы. В России около 600 тысяч. Но в законе предлагается страховать пациентов, а их – 150 млн. Очевидна разница, в том числе и финансовая. О каких суммах конкретно идет речь, пока не понятно, поскольку финансово-экономического обоснования Минздравом РФ не представлено. При этом дополнительные расходы по уплате страховых взносов лягут на медицинские организации. Причем стоит отметить, что согласно положений гражданского законодательства, по окончании страхового периода, все невыплаченные финансы переходят в доход страховой компании. То есть, с принятием законопроекта изначально закладывается механизм, когда не зависимо от результата своей деятельности медицинские организации будут нести финансовые потери. Цена вопроса пока не понятна.
В свою очередь, не устраивает и ситуация, когда выплаты пациентам возможны, только в ограниченных случаях, а именно: смерти пациента и тремя группами инвалидности, следовательно, пациент, получивший вред здоровью, и не ставший инвалидом, согласно законопроекту не будет иметь права претендовать на страховую выплату. А именно таких случаев больше.
Не будет способствовать законопроект и разрешению претензий к медицинским организация, связанным с моральным вредом, хотя в настоящее время эта группа претензий является основной.
Есть несколько существенных положений проекта закона, которые вызывают недоумение. Во-первых, сейчас субъектом права являются медицинские организации, а врач лишь их работник. И именно медицинские организации и закон определяет как ответчика. Но согласно концепции развития здравоохранения через пару лет врач станет субъектом права, и тогда ответственность ляжет на него. Зачем в этом законе делать шаг назад – непонятно.
Во-вторых, проект закона раскрывает понятие врачебной ошибки вне зависимости от вины, следовательно, разработчики законопроекта предполагают страховать виновные действия?! Но во всем мире под врачебной ошибкой понимают, именно, не виновные действия врача, поскольку любые виновные действия это правонарушение. Это означает, что такое понятие как врачебная ошибка искажается. Здесь есть неувязки. Мы же не можем страховать от преступления?
В-третьих, много вопросов вызывает состав комиссии, которая будет выносить вердикт. Она в основном состоит из чиновников от здравоохранения, и даже без привлечения медицинской организации к которой есть вопросы, но при этом с участием пострадавшего пациента на правах члена комиссии. В какую независимую медицинскую экспертизу будет обращаться эта комиссия – вопрос, поскольку, не смотря на то что, независимая медицинская экспертиза предусмотрена в федеральном законодательстве с 1993 года, соответствующее постановление Правительства РФ о порядке ее работы до сих пор не принято. В законопроекте вообще практически не уделено внимание профессиональной оценке деятельности врачей, процедуре доказывания, требованиям к экспертам. При этом в нем очень много внимания уделено тому, как будет саморегулироваться деятельность страховщиков. Можно только позавидовать их лоббистским ресурсам.
По итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему: «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин дал поручение Правительству РФ провести общественное обсуждение подходов к страхованию рисков при оказании медицинской помощи гражданам, в том числе к страхованию на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи (доклад 01 июля 2013 года).
В связи с чем, предлагаем вам принять участие в этом обсуждении, поскольку и врачебное сообщество и пациенты должны быть напрямую заинтересованы в том, какой закон будет принят. А для того, чтобы мнение было услышано, его надо хотя бы высказать. Поэтому приглашаем всех заинтересованных лиц, принять участие в общественном обсуждении законопроекта, организуемом Национальной медицинской палатой.
Свои предложения и замечания по законопроекту и концепции страхования в общем в общем, учитывая дефицит времени на обсуждение, прошу выслать в кротчайшие сроки на электронную почту: dorofeev@duma.gov.ru, телефон для справок в г.Москва (495) 6925877.
Вице – Президент
Национальной медицинской палаты,
Депутат Государственной Думы РФ
С.Б.Дорофеев
Непонятно зачем нужен этот закон, если давно можно страховать профессиональную ответственность медицинских работников. Основная нормативная база имеется, опыт страхования тоже. Необходимо обобщить и проанализировать практическое применение данного вида страхования в регионах и выработать общие правила, а также определить источник финансирования (в случае принятия обязательного порядка страхования). Считаю, что это более справедливо и более конкретно, плюс экономия времени, средств и т.д.