О том, что существующая система последипломного образования не отвечает требованиям сегодняшнего дня, уже никто не спорит. Если врач регулярно не посещает какие-то научные форумы, не знакомится с новыми разработками и технологиями в интернете, не читает специализированные издания, то очень быстро у него возникает ощущение, что он отстал в профессии на годы. Поэтому вопрос о переходе на новые принципы последипломного образования становится все более актуальным. О том, как эта проблема решается в Новосибирском государственном медицинском университете рассказывает проректор по последипломному образованию, д.м.н., профессор Елена Геннадьевна Кондюрина:
Образование через Интернет-портал
– Сегодня Интернет фактически доступен любому врачу. Вполне естественно использовать этот ресурс для образования. Поэтому развитие образовательных порталов – одна из главных задач последипломного образования. Они должны реально давать возможность не просто совершенствовать свои знания, но и обеспечивать обратную связь. Важно, чтобы врач не только мог получить какую-то порцию знаний, но и проконтролировал ее усвоение, оценил себя. Сегодня мы у себя создаем такие порталы. И в этом году студенты, интерны, ординаторы уже активно используют этот информационный ресурс. Чтобы он стал доступен каждому врачу, необходимо выстроить систему доступа в образовательное пространство: у врача должен быть был логин, пароль, программа подготовки, он должен построить маршрут освоения темы, чтобы подготовка не только пополняла, но и систематизировала его знания – «раскладывала по полочкам». Проблема такой самоподготовки имеет как организационную, так и психологическую составляющую. А насколько сами врачи готовы к этому? Насколько у них сформирована потребность ежедневно учиться? И насколько они готовы контролировать усвоение материала? Ведь это, в общем-то, важно не столько для преподавателя, сколько для самого врача. Другое дело, что учиться надо уметь с удовольствием. Скучное зазубривание должно уйти. На смену старой доброй «зубрежке» должны прийти другие методы обучения. В нашем университете мы активно развиваем игровые методы обучения, создаем клинические задачи, которые очень хорошо мотивируют врача, делают обучение интересным. Плюсы дистанционного обучения очевидны. Врач занимается в удобное для себя время, без отрыва от работы. Это экономия и времени, и денег.
Модульное образование
– Однако сколько бы мы не обсуждали достоинство дистанционных технологий, но освоить профессию врача по интернету с помощью компьютера невозможно. Наша профессия – это не ремесло, а искусство. Есть вещи, которые можно передать только от учителя к ученику при живом общении. Можно учиться дистанционно теоретическим вещам. Но медицина без разбора больных, без работы в клинике невозможна. Поэтому последипломное образование должно строиться по принципу модулей. Что возможно перевести на дистанционный модуль. Вторая часть обучения – в клинике. Но его необходимо уплотнить – за минимальное физическое время дать максимальный объем материала. У нас здесь тоже развиваются новые технологии. Это создание учебных фильмов, клинических лекций, которые позволят показать те случаи, которые встречаются в клинике не каждый день. При этом не только показать пациента, но и разобрать сложности диагностики и терапии редких заболеваний. А это очень важно. Конечно, когда мы снимаем учебный фильмы, можно записать клинический разбор. Но тогда не будет живого обсуждения. А при таком подходе остается контакт между преподавателем и врачом, влияние личности преподавателя.
Сегодня большое внимание мы уделяем обратной связи с курсантами во время лекции, семинара. Для активного участия в образовательном процессе некоторые аудитории у нас уже оснащены системой интерактивного голосования, что позволяет преподавателю в реальном режиме времени не только контролировать степень освоения учебного материала, но и выявить слабые точки подготовки и уделить им большое внимание в процессе проведения занятия.
Симуляционный курс
– Это тоже очень важно. Прежде чем допустить врача до больного, все методики надо освоить до автоматизма, чтобы пациент не был «подопытным» кроликом для освоения навыков. Через несколько лет водится аккредитация врачей. И в ее рамках каждая медицинская технология, которую использует врач в процессе диагностики и лечения пациента, должна быть прописана в его свидетельстве об аккредитации. Как будет проходить эта оценка, пока сказать сложно. Но то, что уровень владения основными навыками и компетенциям будут подкрепляться результатами сдачи зачетов в симуляционных клиниках (как это сегодня организовано во многих странах), не вызывает сомнений. В нашем университете создается такая клиника, оснащенная современными фантомами, роботами, некоторые из которых уникальны – единственные не территории постсоветского пространства. Внедренный в практику подготовки студентов, ординаторов, врачей-интернов, врачей симуляционный курс является первым этапом формирования этой клиники. В настоящее время политика совершенствования оснащения современными фантомами и роботами приоритетна для ректора нашего университета профессора Игоря Олеговича Маринкина. Это позволяет поднять качество подготовки врачей, особенно в части освоения навыков и компетенций, на принципиально новый уровень. К примеру, во многих ЦРБ появились эндоскопические стойки. Приобрести навыки работы, научиться конкретным методикам хирург может с помощью симуляционного курса. Он освоил теорию самостоятельно, а практические навыки отработал в симуляционном классе. Сегодня ему надо эндоскопические методики, завтра – рентгенэндоваскулярные методики и т.д.
У нас есть хороший опыт работы с врачами скорой помощи. Мы по их просьбе сделали программу подготовки для совершенствования освоения навыков оказания неотложной помощи объемом 72 учебных часа. Из них 36 часов – это теория (записанные лекции, оснащенные тестами) и вопросы для контроля, что позволяет освоить ее самостоятельно, без отрыва от работы в удобное для слушателей время. В университете они отрабатывали конкретные методики. Мы только оценивали исходный уровень знаний для адресного проведения 6 занятий на современных симуляторах, часть из которых позволяет оценить уровень освоения навыков даже без участия преподавателя. Мы сделали так, чтобы они могли сами построить себе расписание занятий и пройти их, не отрываясь от работы. На мой взгляд, это оптимальное соотношение, которое позволяет добиться максимальных результатов.
По такому принципу вообще можно строить индивидуальное обучение. Врач тестируется и определяет сам, что ему надо. А мы на образовательном портале даем именно те темы, которые ему необходимы. Можно собирать группы, например, заведующих отделениями, которым необходимы и интересны какие-то современные методики. Или, к примеру, врачей акушеров-гинекологов, которые работают в женской консультации. Понятно, что им необходимы знания и навыки, отличные от тех, что нужны в роддоме.
Нужны стандарты последипломного образования
– Сегодня нет стандартов последипломного образования. Когда мы говорим о дискретном, модульном обучении, то модули надо выстроить из конкретных программ, единых для всех образовательных учреждений России. В этой ситуации врач может выбрать модуль и решить, что будет его изучать в Москве или Новосибирске. Но политика должна быть единой на всей территории, модули должны быть одинаковы по темам, задачам обучения, качеству подготовки и контроля знаний. Мы должны понимать, что, к примеру, акушер-гинеколог в женской консультации должен иметь определенное количество часов по эндокринологической гинекологии, акушерству и т.д. Когда такая программа есть, ее можно разбить на модули.
Много говорят о переходе на систему дискретных единиц. Но для этого надо ввести для начала систему аккредитованных мероприятий. Мы должны определить, какие конференции, симпозиумы и т.д. несут что-то новое для врача, посещение именно таких конференций, семинаров можно будет принимать в зачет теоретической части цикла. И по этим конференциям мы готовы формировать тестовые задания и тестировать врачей, чтобы получить обратную связь, понять эффективность мероприятий, уровень освоения знаний посредством таких форм обучения. На территории области мы готовы перейти на такую систему. Насколько это возможно сделать в рамках всей страны, пока неясно.
Конечно, мы во многом продвинулись в развитии последипломного образования. Мы понимаем концепцию непрерывного медицинского образования, представляем механизмы обратной связи. Мы делаем постоянные попытки перехода на непрерывное образование с использованием дискретно-модульной технологии. Но для рывка надо уходить на другой уровень взаимодействия с профессиональными ассоциациями. Мы должны сформировать потребность самостоятельной подготовки, мотивировать врача к внедрению в жизнь понимания «образование через всю жизнь». Скоро у нас не будет интернатуры и на смену сертификатам придет система аккредитации. Модернизация здравоохранения предусматривает повышение качество подготовки специалистов. Без совершенствования последипломной подготовки, без перехода на качественно новый уровень преподавания мы не сможем это сделать. Думаю, что огромный потенциал нашего университета, энтузиазм наших преподавателей позволят не только идти в ногу со временем, но занимать передовые позиции в системе непрерывного медицинского образования страны.
Записала Марина Есикова