28 января Национальная медицинская палата распространила обращение к недавно созданной организации «Общество врачей России» с призывом объединиться для совместной работы. Возглавить Национальную медицинскую палату (НМП) Леонид Рошаль повторно пригласил Евгения Чазова.
Нужно ли создавать единую общественную организацию медицинских работников? За комментарием РИА АМИ обратилось к Сергею Дорофееву, заместителю председателя комитета Госдумы по охране здоровья.
Процесс объединения медицинских профессиональных организаций сегодня очень актуален, причем важно, что он был инициирован на законодательном уровне. Таким образом появляются механизмы для общественно-государственного управления отраслью. Но, если государство готово передать ряд своих функций профессиональным медицинским организациям, необходимо, чтобы было кому их передавать. Напомню, что на законодательном уровне заложены предпосылки для создания таких организаций.
В ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ» определена роль профессиональных медицинских организаций и их взаимодействие с государством. 76-я статья закона указывает на права организации, объединяющей не менее 25 % от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации. Такая организация может принимать участие в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий, в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования, а также в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В некоторых регионах объединения медицинских работников входят в Тарифные комиссии.
Постановление Правительства Российской Федерации № 907 определяет критерии организаций, которым могут быть переданы отдельные функции государства в сфере охраны здоровья граждан. Сами функции пока не определены. Однако понятно, что организация должна объединять более 50% медицинских профессиональных некоммерческих объединений на всей территории РФ и более 25% медицинских профессиональных некоммерческих организаций, основанных на личном членстве врачей одной специальности, которые уже включают 50% врачей по специальности. По сути это – институциональная основа для развития саморегулирования профессиональной деятельности. Во всем мире профессиональной, то есть лечебной деятельностью управляют саморегулируемые организации. Это оказывается намного эффективнее, чем госуправление. Если мы хотим, чтобы решения Министерства здравоохранения были своевременными, правильными, четкими, тогда профессиональные организации должны формироваться и включаться в работу. Если нам, врачам, хочется, чтобы выпускники вузов обладали необходимым профессиональным уровнем, также необходимо участие профессиональных организаций. Если мы понимаем, что квалификация врача должна поддерживаться на высоком уровне, в том числе определяться международными стандартами, то именно профессиональные организации должны разрабатывать эти требования.
Мы только в самом начале пути, и каким образом будет осуществляться саморегулирование профессиональной деятельности у нас, в России, покажет время. Сегодня ничьи прогнозы не будут актуальными: ни законодателей, ни экспертов, ни врачей. В свою очередь, Национальная медицинская палата пытается создать условия для того, чтобы эти вопросы поднимались на государственном уровне, чтобы обсуждались механизмы и возможности такой модели управления отраслью. И здесь как раз очень важна консолидация всех заинтересованных сторон – и врачей, и профессиональных объединений. Ведь вопросов сейчас гораздо больше, чем ответов на них. Как врачи будут вступать в такие организации, какой механизм членства в таких организациях – добровольный или обязательный? Какие именно функции может взять на себя профессиональное сообщество, как будет лицензироваться деятельность врача? Как вообще оценивать эффективность деятельность таких организаций и обеспечивать высокий уровень квалификации ее членов?
Поэтому Национальная медицинская палата заинтересована в сотрудничестве со всеми сторонами и приглашает всех к диалогу. В таких важных вопросах необходим консенсус и создание реальных механизмов взаимодействия врачебного сообщества с государственными структурами.