Канунникова Людмила Владимировна, главный врач «Новосибирский областной госпиталь №2 ветеранов войн», заслуженный врач РФ, заведующая кафедрой медицинского права НГМУ, д.м.н., профессор, юрист.
Социально-экономические изменения, произошедшие за последнее
время в РФ, еще более утвердили положение, в соответствии с которым
медицина и профессиональная деятельность медицинских работников
четко регламентируются действующим законодательством.
«Нормативные акты в сфере охраны здоровья граждан РФ»:
- Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании»
- Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ»
- Федеральный закон от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Данными законами значительно расширены права пациентов и конкретизирована ответственность медицинских работников за ненадлежащее (некачественное) оказание медицинской помощи (услуг). Не случайно в настоящее время на первый план выходят такие аспекты работы медицинских организаций, как реализация прав пациентов.
«Права пациентов» (ФЗ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» ст. 19)
- Гуманное и уважительное отношение медицинского персонала к пациентам,
- Выбор врача, медицинской организации и страховой медицинской организации
- Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, .
- Защиту сведений, составляющих врачебную тайну.
- Информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства.
- Получение консультации врачей-специалистов.
- Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
- Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи.
- Допуск адвоката или законного представителя для защиты прав и .т.д.
Недостаточность информированности пациентов, которая часто имеет место в отношениях между врачом и пациентом, сочетается с высокой степенью их неудовлетворенности оказанной медицинской помощи (услуги) и, как следствие, возникновением конфликта, нередко с последующей юридической ответственностью.
ФЗ от 08.05.2010г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменил правовой статус бюджетных учреждений, отменил субсидиарную ответственность собственников учреждений здравоохранения (муниципальных образований, субъектов РФ, Российской федерации) по обязательствам созданных ими автономных и бюджетных учреждений.
Федеральный закон от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» ст.2.» Автономное учреждение» п.3.23. п.п.5 «Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения».
ГК РФ ст.120 «Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности… Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения».
В данных условиях медицинская организация вынуждена искать способы защиты своих имущественных интересов. В разрешении конфликтов между пациентами и медицинской организацией, руководители МО, как правило, пытаются обходиться штатными юрисконсультами, выполняющими свои обязанности в рамках трудовых правоотношений, хотя иногда и обращаются к адвокатам или специализированным юридическим фирмам, оказывающим юридические услуги на основании договорных расценок. Удовлетворение заявленных исковых требований (частично или в полном объеме) обременяет и без того не самое благополучное финансовое положение МО.
Юридические конфликты с пациентами в МО имеют высокую значимость, влияя как на репутацию, так и на экономическую деятельность МО. Каждое обращение (жалоба) пациента подлежит обязательной правовой оценки, так как конфликт желательно урегулировать во внесудебном порядке, удовлетворив требования пациента, в случае если они обоснованы, добровольно. Предпочтительность внесудебного разрешения спорных ситуаций в медицине, способствует быстрому достижении положительного результата в конфликте и не требует особых финансовых затрат для МО.
Сегодня для руководителей медицинских организаций в случае возникновения юридических конфликтов с пациентами, а так же их обращениями в судебные инстанции, имеются альтернативные правовые механизмы защиты.
Федеральный закон от 29.11.2007г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» ст.4 «Объекты взаимного страхования»: имущественные интересы членов общества взаимного страхования, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности).
ГПК РФ ст.39 «Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение», ст. 173 «Отказ истца от иска, признания иска ответчиком и мировое соглашение сторон»
Федеральный закон от 24.07.2002г. № 102-ФЗ «О третейских судах» (с изменениями и дополнениями) Ст.1. «Сфера применения настоящего закона», п.2. «В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений».
Федеральный закон от 27.07.2010г. № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», ст.1 п.2. «Законом регулируются отношения связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а так же спорам возникающим из трудовых правоотношений и … .
В целях создания правовых условий для применения в сфере охраны здоровья граждан альтернативной процедуры урегулирования конфликтов, исполнению норм профессиональной этики при оказании медицинской помощи пациентам, выполнению конституционных прав граждан на получение качественной медицинской помощи, предложен правовой механизм, заложенный в Федеральном законе от 27.07.2010г. № 193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Реализация этого принципа возможна посредством медиации, одной из технологий альтернативного урегулирования конфликта с участием медиатора, на основе добровольного согласия сторон, в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по регулированию спора и условия его разрешения.
Данный вариант защиты прав граждан позволит снизить напряженность в гражданско-правовых отношениях врач – пациент – Медицинское учреждение, и как следствие, повысить эффективность и качество медицинской помощи.
Куда обращаться для проведения процедуры медиации и как узнать готово ли к новым гражданско-правовым отношения лечебные учреждения. С июля 2012г Верховный суд РФ обязал рассматривать отношения по ОМС в рамках закона о защите прав пациента. Кто знает, какие документы нужно требовать от Поликлиники при оказании услуги по ОМС, чтобы потом суд мог рассматривать предоставление услуг Поликлиники в рамках закона о защите прав потребителей?
При описании ситуации специально не указываю ни ЛПУ, ни симптомы, ни заболевания, ни препарат, чтобы при ответе акцент был сделан на возможных правовых (досудебных и судебных механизмах урегулирования гражданско-правовых отношений пациента и лечебных учреждений, как юр.лица, и потом только врача, т.к. врач подчиняется приказам минздрава, а часто механизмы их реализации в реальном здравоохранении отсутствуют.
Существует 2 противоположных экспертизы состояния здоровья пациента.
Одна – судебная, проведенная лечебным учреждением Новосибирска Z2, утвержденная судом установила, что у истца во время госпитализации в ЛУ Z1 проявлялись симптомы Х2 и они являются проявлением заболевания Х и лечение медикаментозным препаратом Х1 при дозе 400 млг привело к терапевтическому эффекту и не причинило вред.
Страховая компания не принимает эту утвержденную судом экспертизу и претензии пациента к амбулаторному ЛУ . Другая экспертиза, проведенная страховой компанией, указывает что те же симптомы Х2 не являются проявлениями заболевания Х, а являются проявлением заболевания У и лечить его нужно дозей 1200 млг того же препарата Х1.
Как быть пациенту?