Кульчавеня Екатерина Валерьевна. Перфекционизм – совершенно необходимая вещь.

На областном конкурсе профессионального мастерства «Врач года – 2011» доктор медицинских наук, профессор Екатерина Валерьевна Кульчавеня, руководитель урогенитальной клиники ФГУ «Новосибирский НИИ туберкулеза» вошла в десятку номинантов. А на всероссийском конкурсе «Лучший врач России»» она признана победителем в номинации «Урология». В сфере профессиональных интересов Екатерины Валерьевны – фтизиатрия, урология и лазерная медицина. Под ее руководством выполнено и успешно защищено 7 кандидатских и 1 докторская диссертации. Екатерина Валерьевна – организатор и вдохновитель многоцентровых исследований, международных конференций и симпозиумов, автор изобретений, многочисленных статей в отечественных и зарубежных изданиях, пяти монографий. О ее работе сегодняшний разговор.

– Почему Вы выбрали профессию врача?

– Альтернативы просто не было. С детства кого-то лечила. Не так давно на встрече с одноклассниками кто-то вспомнил, что я уже в пятом классе хотела быть врачом-гинекологом. Почему гинекологом? Так что выбор профессии был вполне закономерен. В НИИ туберкулеза я попала по распределению. Правда, фтизиопульмонология меня не очень привлекала, но оказалось, что есть вакансия уролога. Так вот я и стала фтизиурологом. А поскольку у меня среди родственников есть профессора и даже академики, то тяга к научной работе, видимо, заложена генетически. Поэтому наряду с клинической я занялась и научной работой, тем более, что это входило в функциональные обязанности младшего научного сотрудника.

– В чем довольно преуспели. Вам всегда хотелось достичь определенных вершин в профессии?

– Конечно. Ведь мои личные профессиональные достижения не могут не сказываться на качестве лечения моих пациентов. И успехи определенные на самом деле есть. Благодаря нашим методикам удалось в два раза сократить потребность в оперативном лечении у больных мочеполовым туберкулезом. Это хороший результат. Есть методики, которые позволяют лечить такие сложные вещи, как синдром хронической тазовой боли. Признанием наших результатов и опыта является то, что я автор соответствующих глав в национальном и международном руководствах по лечению урогенитальных инфекций. Думаю, не будет нескромным сказать, что такого опыта в лечении мочеполового туберкулеза, как в нашем Институте, нет ни у кого.

– Насколько ваш опыт применим в широкой практике?

– Мы стараемся его пропагандировать и внедрять максимально. Меня регулярно приглашают на международные и всероссийские конгрессы и конференции по мочеполовому туберкулезу, где я выступаю с докладами. Кроме того, я преподаю на Факультете усовершенствования врачей в нашем медуниверситете. И это не только работа в Новосибирске, но и выезды в другие регионы с циклами лекций.

Врач, который сидит на приеме, очень загружен. Он не может себе позволить лечить пациента так, как ему хочется. Есть стандарты. С одной стороны, стандарт – это хорошо, все получают одинаковое лечение. С другой стороны, плохо, поскольку не всем подходит это одинаковое лечение – и должны мы лечить не болезнь, а больного. Поэтому какие-то нюансы должны быть. Но надо сказать, что все больше и больше врачей ищущих. И стандарт позволяет при желании маневрировать. Для этого надо добрую волю врача и широкую эрудицию. Таких врачей все больше. Они следят за интернет-новостями, являются членами различных научных обществ. Многие подходят ко мне с просьбой помочь им в научной работе. И я никогда никому не отказываю.

– Как семья относится к Вашей загруженности?

– Семья меня поддерживает и помогает. Все мои достижения состоялись во многом благодаря мужу. Он разрешал мне уезжать в командировки, учиться во время своего отпуска за свой же счет и т.д.

Это очень важно, такая поддержка близких. Вот пример. В конце девяностых во времена разрухи пошла я на курсы английского. Для международного сотрудничества нужен английский язык. А ходила я тогда в единственных сапогах – и то дырявых. И тут коллеги мне говорят, что лучше было бы купить новые сапоги. Но я пошла на курсы. Это было важнее. И моя семья это всегда понимала.

– Видимо, Ваше главное увлечение в жизни – работа, а стремление к постоянному совершенствованию – одно из основных личностных качеств?

– Да, так получается. Я говорю, что работаю 360 дней в году по 10 часов в день. На самом деле, очень многие не достигают чего-то в силу лени и неорганизованности, в силу отсутствия приоритетов.

Что же касается стремления к совершенствованию, то перфекционизм – это, с одной стороны, недостаток, а с другой, совершенно необходимая в нашей профессии вещь. Остаться с тем багажом, который ты приобрел когда-то в институте, и быть хорошим врачом, невозможно. Хотя на самом деле медицина, и тем более – медицинская наука – это тяжкий труд. Мне недавно принесли на рецензию диссертацию соискателя. И там приписочка – научные исследования будут выполнены за счет собственных средств диссертанта. Денег на медицину стали давать много. Ремонты пошли, оборудование закупается шикарное. Все хорошо. А в науку по-прежнему вкладывают мало.

– Какие качества, помимо стремления к постоянному развитию, на Ваш взгляд, необходимы врачу?

– Говорят, что если после разговора с врачом пациенту не стало легче, то это плохой доктор. Это однозначно. Пациент – это больной человек. Это очень унизительно и обидно человеку, что он потерял трудоспособность, радость жизни. Это горько. Врач должен уметь сострадать.

Вот за стеной сидит заведующий нашим отделением. Он неоднократно оплачивал из своих средств обследования больным. Не спрашивая, смогут ли они ему вернуть деньги. Врачу должно быть присуще самопожертвование. Кто этим качеством не обладает, тот врачом не является. А если человек выздоровел и принес врачу подарок в знак благодарности, то это почему-то расценивается как взятка! Какая взятка, он уже вылечился, отношения пациент-врач закончены, теперь это просто знакомые люди, один из которых благодарен другому за помощь!

Марина Есикова

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.