Игорь Юрьевич Саматов. Лишь сильные духом и очень немногие себя посвящают комбустиологии.

Победитель областного конкурса «Врач года – 2012» заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии ожоговой травмы Государственной Новосибирской областной клинической больницы Игорь Юрьевич Саматов согласился ответить на вопросы «Новосибирской врачебной газеты» о выборе профессии, о специальности реаниматолога и способах борьбы с синдромом эмоционального выгорания.

– Что повлияло на выбор профессии врача?

– Все произошло достаточно спонтанно. В детстве никогда врачом быть не хотел, врачей до меня в семье тоже не было. Более того, в старших классах мне очень нравились точные науки – физика и математика. Поэтому после окончания школы я подал документы в один из технических вузов. Но буквально за две недели до начала экзаменов, я их забрал и отнес в мединститут, успешно сдал экзамены и стал студентом. А толчком к этому послужило то, что параллельно с увлечением физикой и математикой я посещал в школе биологический кружок. И мы тогда побывали на многих доклинических кафедрах мединститута: в анатомическом театре, на кафедре биологии, физиологии, где познавали многие теоретические азы будущей специальности. Мы тогда знакомились с препаратами, выполняли физиологические опыты с лягушками и многое из того, что входит в программу первых курсов мединститута. И мне это нравилось тоже.

К тому же, был некий момент юношеского романтизма – мой лучший друг целенаправленно готовился в медицинский институт. И я пошел за ним. Но осознание того, что я буду врачом пришло позже. После окончания двух курсов меня призвали в армию. И вот там, оказавшись всего на месяц в роли санинструктора при поездке на полигон, я понял, что могу реально помогать людям. Кстати, и с ожоговой травмой впервые столкнулся именно там – один солдат получил химический ожог кислотой и мне пришлось оказывать ему первую помощь. Поэтому после окончания службы я не сомневался, что надо возвращаться в институт. На старших курсах уже появилась уверенность, что профессию я выбрал правильно.

– А специальность – анестезиологию и реаниматологию – выбирали осознанно?

– Да. Это уже был вполне осознанный выбор и все же любовь к точным наукам сыграла, видимо, не последнюю роль. Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия – это главное связующее звено между всеми специальностями, с одной стороны, с другой, это специальность, которая как никакая другая вмещает в себя технический прогресс в медицине. Это специальность молодая, бурно развивающаяся. И потом, более 20 лет назад, когда я ее выбирал, казалось, что анестезиологи-реаниматологи – это «голубая кровь» медицины, почти Боги. И еще мне хотелось быть врачом, который досконально знает, как работают все органы и системы организма, смотреть на пациента разносторонне, а не узко направленно.

– Отделения реанимации везде как передовая, а тяжелее отделения реанимации ожоговой травмы вообще трудно что-то вообразить. Как Вы сюда попали?

– Это тоже был вполне осознанный выбор. Как раз в начале 1993 года, когда я проходил обучение в клинической ординатуре, был открыт Новосибирский межтерриториальный ожоговый центр, в составе которого было отделение реанимации и интенсивной терапии. И когда меня пригласили на работу в это новое отделение, я согласился. Передо мной открылась большая перспектива. Самая главная – самостоятельная работа и освоение специальности на практике. Наша специальность – анестезиология и реаниматология – считается единой. Но на самом деле если работать только в отделении реанимации, то можно практически не заниматься анестезиологией, и наоборот. А в нашем отделении организация работы такова, что мы оказываем и анестезиологические пособия во время операций и перевязок нашим пациентам, и занимаемся интенсивной терапией. Также особенность отделения еще и в том, что в нем лечатся пациенты всех возрастных групп – и взрослые, и дети. То есть, при одной, казалось бы, нозологии появляется универсальность. А учитывая, что термическая травма – одна из самых тяжелых нозологических единиц, то практически все основные блоки интенсивной терапии применимы у ожоговых пациентов. И самое главное – здесь формировался молодой коллектив, многие были с моего курса. Я понимал: с одной стороны, я буду в стенах Областной клинической больницы, где всегда есть к кому обратиться за помощью, а с другой стороны, я буду максимально работать самостоятельно. А этого хотелось как можно быстрее. Так что по окончании клинической ординатуры я сюда пришел и так здесь и остался. А в мае 2002 года был назначен на должность заведующего отделением.

Постепенно пришло понимание того, что мы делаем, что можно улучшить, пришел опыт…Пришла настоящая любовь к выбранной профессии и выбранной специализации.

Мне кажется, лучше всего о сделанном выборе много лет назад и о нашем нелегком труде сказано в «Посвящении коллективу ожогового центра», это своеобразный гимн врача, который занимается лечением пациентов с термической травмой:

Горячее сердце у нашей науки,

Головы умные, добрые руки.

Надо профессию очень любить,

Чтобы тяжелообоженных лечить…

Лишь сильные духом и очень немногие

Себя посвящают комбустиологии.

Души родные в созвездии пламенном

Собираются под ожоговым знаменем…

Шок, токсемия, сепсис и раны,

Полиорганка и прочая боль –

В центре ожоговом – это не редкость,

Мы выбрали это, мы этим живем…

Разные взрывы, пожар на заводе,

Чайник и тазик, секунда – БЕДА!..

Снова и снова – ожоги, ожоги…

Снова и снова и вновь мы на взводе…

Ночью и днем постоянно в заботе –

Значит, нужна людям наша работа,

Значит, без нас – ну никак, никуда!

– Что для Вас является определяющим при приеме сотрудников в ваше отделение?

– Я твердо убежден, что в нашей специальности должна присутствовать самоотверженность, ведь Врач – это человек, готовый посвятить себя служению людям. Недаром наша профессия самая благородная, об этом еще А.П. Чехов говорил. Если глаза горят, если есть желание научиться помочь пациенту, то для меня это является определяющим. Все остальное – вторично. Если я вижу искорку в глазах, то человека можно всему научить. А если искорки нет, то… Профессия врача – это не просто профессия. Это образ жизни. Она подразумевает титанический труд, постоянное стремление к совершенствованию, постоянную учебу.

– Есть ли какой-то эталон в профессии, на который Вы равняетесь?

– Есть некий собирательный образ. Для меня эталон – старая школа наших профессоров, которые создавали нашу специальность. Меня в этой гвардии восхищал всегда не просто профессионализм, а настоящая большая интеллигентность. А с другой стороны, современная школа профессорско-преподавательского состава, которая у нас в стране сформировалась. Со многими я знаком лично. Это просто удовольствие общаться с этими людьми. Они входят в российские, европейские, мировые анестезиологические сообщества. Они очень много делают для популяризации нашей специальности. Для меня это тоже эталон. Думаю, вот надо же, человек примерно моего возраста, а уже столько добился, его знают там и там…

– Думаю, что доктор Саматов тоже известен в профессиональной среде. Показатели работы Вашего отделения одни из лучших в России.

– Моя команда очень много для этого сделала своим каждодневным трудом, оттачивая и совершенствуя протоколы лечения. Мы стараемся быть в гуще событий, посещать различные конференции и съезды по нашей специальности. Постепенно начали докладывать о нашем опыте. Действительно, нас знают далеко за пределами Новосибирска. Это общая наша заслуга. А впереди у нас перспектива очень хорошая. В рамках программы модернизации идет серьезный ремонт на новых площадях. Палаты у нас будут самые современные, отвечающие всем санитарным требованиям. Мы дооснащаемся современным оборудованием. И наконец-то сбывается то, о чем я всегда мечтал – у нас расширяется коечный фонд. Мы единственный ожоговый центр в городе и области. И шести реанимационных коек катастрофически не хватает. После окончания ремонта мы расширяемся фактически до десяти коек.

Психологи утверждают, что в список врачебных специальностей, наиболее подверженных синдрому эмоционального выгорания, входят реаниматологи. Как Вы справляетесь с этой напастью?

– Лучшее лекарство – это когда что-то получается. Если удается вылечить пациента с большой площадью ожога, и он потом приходит к нам, он живет обычной жизнью, то лучшего желать не приходится.

И, конечно, семья и то, что вне больницы. Разрядку я получаю дома, с друзьями, с семьей.

Я очень люблю путешествовать. И в отпуск мы всегда стараемся куда-то съездить. Раньше это был туризм, горные реки Алтая, палатка и песни у костра. Но с годами приходит желание путешествовать с комфортом.

Еще я очень люблю дачный отдых. Я люблю туда ездить, побыть в тишине, поработать. Но не в огороде, а что-то мастерить, что-то строить. Очень люблю работать с деревом. В итоге и дом, и баню построил практически своими руками.

Люблю читать. Но здесь приходится все же отдавать больше времени для знакомства со специальной литературой.

И очень хорошая разрядка – это тренажерный зал, бассейн, активный отдых. Очень люблю зимой кататься на лыжах.

– Какие эмоции Вы испытали, победив на конкурсе «Врач года»?

– Эмоции начались задолго до финала. Когда я был выдвинут на конкурс коллективом нашей службы, то понял, что мне оказали высокую честь. Но одновременно я испытывал чувство ответственности и какой-то робости, потому что понимал, какие профессионалы будут рядом. Если честно, то я не верил, что пройду далеко. Я об этом, собственно, и не думал. Но когда конкурсная комиссия сообщила, что я прошел в финал, а это всего десятка номинантов, я посмотрел, кто рядом, и понял, что как бы там не случилось дальше, это уже победа. А когда на конкурсе объявили имя победителя, то это было и неожиданно, и приятно. Я на самом деле думаю, что это не моя победа. Победил не я, а мы. Это победа коллектива, победа нашей службы, победа всей Областной больницы. Я расцениваю это, с одной стороны, как нашу общую победу, а с другой стороны, как своеобразный аванс в счет будущих побед и большой груз ответственности.

– Что бы Вы пожелали тем, кто делает первые шаги в профессии?

– Хотелось бы, во-первых, пожелать правильно определиться с выбором специальности. Во-вторых, помнить, что главные качества врача – это любовь к пациенту, самопожертвование, большая самоотдача. Врач должен одинаково душевно и трепетно относиться ко всем пациентам, независимо от настроения пациента, его социального статуса, тяжести его заболевания. И надо быть к этому готовым. Успех в нашей профессии возможен только, если отдаваться работе полностью.

Я не знаю, кем будет мой сын, но я буду рад, если он выберет профессию врача. По крайней мере, мы с супругой, а она тоже врач, понимаем, что это должен быть его сознательный выбор. Если сын соберется пойти по нашим стопам, то мы его поддержим, если сделает другой выбор, то мы его поймем.

Марина Есикова

Поделиться:

2 комментариев(-ия)

  1. Игорю Юрьевичу Саматову-самые добрые пожелания за его самотверженный и нелегкий труд!!! Замечательному, искреннемуДОКТОРУ-всех благ!!! Спасибо за спасение моей внучки Полины.Желаю вам здоровья и всевозможных успехов в вашем нелегком труде!

  2. Я сегодня из Медицинской газеты открыла для себя Человека с большой буквы, Врача пофессионала каким должна гордиться не только областная больница, но и вся Новосибирская область потому что таких врачей-ЕДИНИЦЫ. И еще задолго до того, как прошел конкурс Игорь Юрьевич заслуживает большего чем звание врач года. Он врач не года, а всей жизни .И он это подтверждает своей повседневной работой. Игорь Юрьевич, в Ваше отделение попал мой сын Петров Сергей. Его состояние Вы знаете. Он очень добрый человек по жизни. Никогда не отказывал никому. Сегодня у него родилась дочка , которую он так ждал. Вы для меня сейчас наравне с богом. Прошу помогите моему мальчику! Я всюжизнь буду молиться за Вас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.