Когда Евгений Васильевич Ершов, заведующий хирургическим отделением Новосибирской районной больницы № 1 идет по улицам наукограда Кольцова, с ним здоровается и стар, и млад. Доктор Ершов уже больше 20 лет возглавляет хирургическое отделение Новосибирской районной больницы № 1. За это время он выполнил более 10 тысяч операций разной сложности. В 2006 году жители наукограда назвали его Человеком года, а в этом выдвинули его кандидатуру в Общественную палату Новосибирской области. Все это – оценка не только его профессиональных, но и чисто человеческих качеств. Вот что говорит о Евгении Николаевиче главный врач больницы Владимир Беспалов: «У Евгения Васильевича дар врача от Бога. Он никогда никому не отказывает, у него удивительная способность устанавливать контакт с пациентами, в том числе с тяжело больными. Для него все больные – равны. Он настолько предан своему делу, что при необходимости по двое-трое суток не выходит из больницы. Мы все устаем, и иногда уставший врач может случайно прикрикнуть на больного, выплеснуть эмоции. Но за двадцать лет на Ершова не поступило ни одной жалобы».
Сегодня Евгений Васильевич Ершов – гость рубрики «Люди, характеры, судьбы».
– Евгений Васильевич, что определило для Вас выбор профессии?
– У меня мама была врачом, оперировала, и один из уважаемых мною родственников тоже был врачом. Это, наверное, подтолкнуло к выбору профессии. Хотя элемент случайности присутствовал. Окончил школу, надо было дальше чем-то заниматься. А сказать, что я с детства всем собакам лапы перевязывал, не могу. Интерес появился, когда уже в институте учился, тогда и хирургию выбрал. Окончил институт и поехал работать в Чулымский район. Через три года – ординатура, а с 1986 года я работаю в Кольцово. Больница у нас небольшая. Поначалу было всего 20 хирургический коек и один хирург. Больницы ведь разные бывают. У нас больница общего профиля. И я хирург «общего» профиля: приходится и занозы вытаскивать, и резекцию желудка делать, и лапароскопические операции. Мы здесь на переднем крае. Со «скорой» везут к нам. И мы уже решает, что делать дальше: самим лечить или отправлять в специализированную клинику.
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать врач?
– Чтобы идеальным врачом быть, надо многими качествами обладать. Главное, на мой взгляд, терпение. Пациенты самые разные бывают. Они же не белые и пушистые, у каждого есть свой характер: кто-то с нормальной психикой, кто-то откровенный неврастеник. Надо уметь сладить с любыми. Мы хоть и работаем в белых халатах, но порой с запойными пьяницами, бомжами. С ними не просто неприятно общаться, они иногда опасность представляют. И надо находить в себе силы со всеми работать в том объеме, в котором необходимо.
Не будет, я думаю, хорошего врача без сочувствия людям. Есть один американский фильм, где главный герой – врач, который не желал ни минуты тратить лишней. Только по-деловому: вот больной, диагноз, обследование. А потом он сам заболевает и оказывается в роли пациента. И понимает, что важен не только профессионализм, но отношение к пациенту. У Хапера Ли в романе «Убить пересмешника» об этом сказано очень хорошо: «Чтобы понять человека, надо влезть в его шкуру». Поэтому жить надо по принципу: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Ведь болеют все, в том числе и врачи.
Еще необходимо здоровое честолюбие. Ведь чтобы чего-то в жизни добиться, надо стремится быть в чем-то лучше других. Я, например, считаю, что я далеко не лучше других. Если я здесь занимаюсь и одним, и вторым, и третьим, то я никогда не буду делать резекцию желудка так, как хирург, который занимается только абдоминальной хирургией. Моя задача – сделать свою работу максимально хорошо, исходя из наших возможностей для диагностики, лечения. Мы работаем в достаточно жестких условиях. Порой приходится просто выходить из положения тем, что имеешь. Начиная с мелочей. Инструменты бывают изношенные. Сейчас хоть скальпели одноразовые есть. А люди где-то работают обсидановыми или лазерными скальпелями. Хотя я понимаю, что тот же лазерный скальпель в нашей больнице не оправдан. Но ездишь на конференции и иногда завидуешь, потому что проблемы, которые возникают на операции решаются легко и просто, а нам приходится с потом и нервами выходить из положения.
– В прошлом году жители Кольцова назвали Вас Человеком года. Это было неожиданностью?
– Это субъективная оценка. Нельзя сказать, что это было так уж объективно. Хотя ходили, опрашивали. Может быть, как раз тех, кого приходилось лечить. Я недавно понял, что большинство людей отзывчивы на доброту: встретил пациента, который у нас лечился. Случай у него сложный, и он до сих пор еще не поправился окончательно. Но у него никакой обиды на нас нет. Наоборот, он со мной поздоровался, всяких благ пожелал. Может быть, я просто с добром старался ко всем походить.
– Вы избраны членом Общественной палаты Новосибирской области. Какой Вы видите свою работу там?
– Я думаю, что задача Общественной палаты в том, чтобы доносить до властных структур реальное положение на местах. Ведь не все так хорошо, как об этом порой говорят, и вопросов очень много. Для меня пример – доктор Ролшаль, который является членом Общественной палаты при Президенте России. Он часто Правительству, чиновникам говорит нелицеприятные вещи. Возьмите тот же нацпроект «Здоровье». Зарплату участковой службе добавили, но кадровую проблему до конца так и не удалось решить. Сегодня работа врача оценивается по документации. Ему некогда с пациентом общаться, ему необходимо заполнить сто документов. А это не очень правильно. Много вопросов со страховой медициной. Когда эту систему вводили, то идея была сделать пациента желанным, потому что от количества пациентов должна была зависеть зарплата врача. Но ведь в итоге все не так получилось. Сегодня чем меньше пациентов, тем меньше нагрузка, а на зарплате это никак не отражается. Просто наши граждане за счет своих налогов содержат еще и страховые компании с их офисами, штатами и так далее. Мне непонятно, почему представитель профессии, от которой зависят здоровье и жизнь человека, получает так мало. Загадка, как при таком положении дел до сих пор существует конкурс в медицинские институты. У нас в отделении всегда были хорошие медицинские сестры. Многие ушли в другие сферы. И у всех, кто ушел, зарплата стало в три-четыре раза выше, хотя нет ни ночных дежурств, ни пациентов с их разными характерами. У меня сын закончил медицинский институт. Но по профессии работать не пошел: семью надо было содержать. И я его понимаю.
– Что Вы не принимаете в окружающих, а что, наоборот, Вас в людях привлекает?
– Мне нравится высказывание Льва Толстого, что человек – это дробь, в числителе которой его знания и умения, а в знаменателе то, как он сам себя представляет. Вот когда сомнение очень большое, то общий результат получается меньше. Поэтому мне не нравится в людях заносчивость и раздутое самомнение. Еще я не люблю хамство. Если меня кому-то заставили резко ответить, то на душе потом осадок остается больший, чем, если бы просто смолчал. Не терплю предательство. К счастью, мне не часто приходилось с этим сталкиваться. И еще я опасаюсь людей сладкоречивых, которые начинают льстить. Всегда возникает мысль: а что он говорит о тебе в твое отсутствие?
А привлекает в людях умение ценить дружбу и способность прийти на помощь.
– Ваша профессия предполагает ночные дежурства, Вас могут неожиданно вызвать в больницу. Как семья относится к этому?
– Дети у меня уже выросли, живут своими семьями. А жена? Естественно, ее не радуют ночные вызовы, но она относится к этому с пониманием, потому что сама врач.
– Есть ли у Вас какие-то увлечения?
– В молодом возрасте я на байдарке плавал по горным речкам. Моей спутницей в этих путешествиях была жена. Но сегодня ей хочется определенного комфорта. Поэтому мы сейчас путешествуем на машине. Недавно в отпуск ездили своим ходом на Черное море. Одно время увлекался дельтапланом. Но потом сломал руку и понял, что от этого надо уйти, потому что есть семья, за которую я несу ответственность. Фотографировать люблю. В отпуске сделал более 1000 снимков. Потом интересно выбирать то, что особенно получилось, понравилось.
Евгений Васильевич ! Пусть скальпель будет вам послушен в потоке жизненных дорог.Не остудите вашу душу.Гори, свеча ! храни вас Бог ! медсестра из ДКБ.